Текст выступления

Государственно-общественное партнерство в сфере

профилактики наркомании и социальной реабилитации наркозависимых

 

Борис Валентинович Крупнов – директор АНО «Института демографии миграции и регионального развития».

Выступление на Круглом столе

«Роль гражданского общества в противодействии спросу на наркотики»

(28.06.2010 г., зал коллегии ФСКН России, ул. Маросейка, д. 12)

 

В своем сообщении я опираюсь результаты многолетней работы Института демографии миграции и регионального развития, проводимой под руководством Председателя наблюдательного совета ИДМРР Ю.В. Крупнова, при этом выскажу свою субъективную точку зрения по некоторым из рассматриваемых здесь вопросов.

Концепция государственной антинаркотической политики Российской Федерации, утвержденная недавно Президентом РФ Д.А.Медведевым, предусматривает в качестве одних из центральных направлений работы меры по профилактике наркозависимости и реабилитации лиц, больных наркоманией.

Реабилитация – совокупность медицинских, психологических, педагогических и социальных мер, направленных на восстановление физического, психического, духовного и социального здоровья, ресурсов личности человека и дальнейшую социализацию в обществе.

За первичной – медико-психологической реабилитацией, которая осуществляется медицинскими учреждениями и направлена на восстановление физического и психического здоровья лиц, больных наркоманией, должна следовать вторичная и третичная - психолого-педагогическая и социально-антропологическая реабилитация и ресоциализация. Социальная реабилитация осуществляется преимущественно немедицинскими организациями государственной или иной формы собственности, в том числе с привлечением реабилитационного потенциала общественных организаций и традиционных для России конфессий.

О медицинских и психологических аспектах лечения наркозависимых сегодня уже достаточно много говорилось. Достижения медицины в этой сфере неоспоримы, но столь же неоспоримы и аргументы многих специалистов, утверждающих, что достаточно низкий процент устойчивой ремиссии у наркозависимых обусловлен недостаточной эффективностью сложившейся в нашей стране системы социальной реабилитации и ресоциализации.

Проблемы социальной реабилитации в значительной степени усугубляются тем социально-экономическим и духовно-мировоззренческим кризисом, который переживает в последние десятилетия наше общество в целом и каждый гражданин нашей страны. (Впрочем, кризис этот имеет во многом глобальный характер).

Поэтому реабилитация для наркозависимого – это не только отказ от пагубного пристрастия к психически-активному веществу, но и преодоление этого кризиса в самом себе.

Отсюда социальная реабилитация наркозависимых связана с решением сложнейших задач, в число которых входит:

• обеспечение личностного развития реабилитируемого, повышение ответственности за себя и своих близких, формирование адекватной самооценки и иерархии ценностей, закрепление навыков активной саморегуляции и конструктивного общения,

• формирование системы позитивных социальных связей; семейных, средовых и профессиональных,

• формирование навыков систематического труда, образовательная и профессиональная подготовка, достижение материального самообеспечения, выстраивание реальной жизненной перспективы,

• наконец, повышение качества жизни реабилитируемых, достижения ими удовлетворения от полноценной и достойной жизни.

Сложившуюся в России ситуацию в области социальной реабилитации наркозависимых следует характеризовать как проблемную еще и с организационной точки зрения: мы наблюдаем недостаточное число государственных учреждений и недостаточную эффективность их деятельности на фоне широкого и бесконтрольного рынка коммерческих услуг и жалкого существования общественных реабилитационных центров.

Основным средством решения проблемы реабилитации, на наш взгляд, должно стать создание в России федеральной сети реабилитационных антинаркотических центров, основанной на принципах государственно-общественного партнерства.

Почему мы говорим о небходимости такого государственно-общественного партнерства, а не о создании сети государственных центров?

Обычно обращается внимание на финансовую сторону: создание сети государственных учреждений потребует существенных финансовых затрат из бюджетов Федерации и регионов. Действительно, коммерческие или общественные реабилитационные центры научились обходиться без государственной поддержки и выживать, некоторые даже неплохо зарабатывать. Но можем ли мы продолжать экономить в условиях нарастающей наркоугрозы?

В любом случае экономия государственных средств – не главная причина, почему нам необходимо партнерство государства и общественных организаций. Главная причина - в том, что недостаточно создать учреждения по социальной реабилитации, необходимо обеспечить их эффективную работу, сделать эти центры доступными и привлекательными для наркозависимых граждан.

Принципиальный вопрос – какое федеральное ведомство должно отвечать за создание такой сети? Исходя из необходимости объединить в единый комплекс все этапы реабилитации, а также учитывая, что социальная реабилитация и ресоциализация являются наиболее значимыми, сложными и продолжительными по времени этапами в сравнении с этапом медицинской реабилитации, целесообразно, чтобы за создание и функционирование федеральной сети реабилитационных антинаркотических центров отвечало ФСКН.

Одним из необходимых условий качественной реабилитации является включение реабилитируемых в здоровое сообщество. Часто специалисты-наркологи говорят о терапевтическом сообществе, но не думаю, что этот тип сообщества является единственным. Для значительной части наших сограждан избавление от химической зависимости не может быть целью жизни, это лишь необходимое условие для достижения значимых общественных, религиозных, профессиональных целей, целей самореализации себя как личности. «Человек в поисках смысла» – так назвал свою книгу известный психолог Виктор Франкл, утрата этого смысла жизни и есть главная причина наркозависимости. И без восстановления этого смысла, без преодоления экзистенциального вакуума, реабилитация невозможна. Именно в этой тонкой сфере реабилитируемому необходимо участие и помощь здоровых сообществ людей.

При создании сети реабилитационных центров необходимо соединить инициативу, творческую активность и личностный потенциал общественных объединений и территориальных сообществ с материально-технической, научно-методической и правовой базой и контролем государства. Уже существующие и создаваемые в регионах реабилитационные центры должны стать инфраструктурными узлами такой государственно-общественной сети.

Мы с коллегами из ФСКН и ГАК регулярно посещаем различные общественные реабилитационные центры, восхищаемся подвижнической деятельностью людей, организовавших эти центры, но при этом видим и проблемы: не везде налажено взаимодействие с медицинскими службами, не всегда соблюдаются санитарные нормы проживания реабилитируемых. Но разве это основание для закрытия таких центров? Наоборот, устранение таких недостатков и есть первейшая задача сотрудничества государства и общественных организаций. Государство должно помочь общественным центрам создать необходимые условия, и лишь затем строго спрашивать за соблюдением санитарных и прочих норм. Естественно, государство должно контролировать не только санитарные нормы, но, и это – главное, гарантировать безопасность реабилитируемых, сделать все, чтобы реабилитация прошла успешно для самого гражданина.

Выявление и поддержка здоровых сообществ и их лидеров, авторитетных людей способных организовывать вокруг себя здоровую среду – вот стратегическое направление в организации профилактики наркозависимости и реабилитации наркозависимых. Без этого напрасны усилия и неэффективны финансовые затраты.

Таким образом, целью создания федеральной сети реабилитационных антинаркотических центров является повышение доступности и эффективности реабилитации наркозависимых.

Проектирование такой сети – серьезная задача, решение которой требует объединения усилий специалистов самого разного профиля: социологов, антропологов, педагогов, работников социальной сферы, экономистов, юристов, конечно, наркологов, психологов и ряда других. Институт демографии, миграции и региональнго развития имеет достаточно большой опыт организации подобных комплексных разработок и готов организовать подготовку такого проекта.

Эту работу нужно осуществить в ближайшие месяцы. Здесь я лишь обозначу некоторые задачи, которые, на наш взгляд, необходимо решить в рамках создаваемой федеральной сети реабилитационных центров.

Для создания такой сети необходимы:

1. Организация конкурсного отбора реабилитационных программ, заявляемых инициативными группами, и включение в формируемую сеть центров, реализующих эти программы;

2. Организация целевого финансирования и других мер государственной поддержки успешно работающих реабилитационных центров независимо от их правового статуса.

Для этого требуется разработка и апробация новых форм и средств государственной и общественной поддержки программ реабилитации наркозависимых на федеральном, региональном и муниципальном уровне.

Вероятно, нужно идти к современным формам финансирования, например, разработать и ввести в Российской Федерации систему «Электронных сертификатов реабилитируемого». Эти сертификаты могли бы обеспечить нормативно-подушевое финансирование деятельности государственных и негосударственных реабилитационных центров (прошедших соответствующую аккредитацию), а также паспортизацию лиц, прошедших социальную реабилитацию, и оказание им персональной поддержки на протяжении всей жизни;

3. Усиление государственного контроля деятельности негосударственных, в том числе конфессиональных, реабилитационных организаций в целях недопущения нарушения действующего законодательства в сфере защиты гражданских прав;

Требуется постепенно решить вопрос с лицензированием деятельности реабилитационных центров, но начать здесь целесообразно с создания системы добровольной сертификации реабилитационных центров.

Вариант такой системы разработан и успешно апробирована на региональном уровне, однако отработка критериев и процедур оценки эффективности работы реабилитационных центров должна быть продолжена.

4. Важен не только контроль, но и методическая помощь, необходима разработка и внедрение единых стандартов реабилитации наркозависимых;

5. Укрепление кадрового потенциала реабилитационных центров, тщательный поиск и отбор руководителей, подготовка и переподготовка специалистов различного профиля для реабилитационных центров;

Учитывая государственно-общественный характер системы реабилитации, нужна поддержка здоровых сообществ, работающих в сфере реабилитации, и, может быть даже (рискую вызвать возражения) разработка и апробация механизмов формирования таких сообществ. Мне кажется, что в борьбе с тоталитаризмом мы растеряли многие важные инструменты влияния государства и общества на процессы социального воспроизводства. Наверное, методы должны быть другими, но работу эту нужно вести.

6. Организация системы профессионального обучения и трудоустройства реабилитируемых; разработка и апробация механизмов создании системы обеспечения достойного труда для прошедших реабилитацию наркозависимых;

Здесь мы выходим на связь программ реабилитации с теми программами социально-экономического развития, которые реализуются на территориях. Без реализации этих программ ожидать перелома в сфере употребления ПАВ вряд ли стоит.

7. Необходима государственная поддержка междисциплинарных научных исследований и инновационной деятельности в области социальной реабилитации больных наркоманией.

Нужно выявление, распространение и поддержка лучших практик работы в этой сфере, здесь много сделано и в нашей стране и за рубежом. Вместе с тем необходимо создание и распространения новых социальных технологий, моделей и методик, направленных на профилактику и реабилитацию.

Поэтому было бы целесообразным организовать при координации ФСКН России Федеральную систему экспериментальной и инновационной деятельности в области профилактики и реабилитации наркозависимых. В задачи этой системы могло бы входить исследование самого феномена наркотизации населения России, разработка и опытная проверка новых методик профилактики, реабилитации и ресоциализации, организационно-правовой базы создания федеральной системы реабилитации, механизмов межведомственного взаимодействия и государственно-общественного партнерства в сфере реабилитации и целый ряд других направлений.

В заключении хотелось бы кратко сказать об организации работ по снижению спроса на психоактивные вещества в целом, частично повторив уже сказанное, поскольку в сфере реабилитации и первичной профилактики мы видим во многом схожие проблемы.

После принятия концепции государственной антинаркотической политики, на наш взгляд, необходимо завершить доработку и принятие федеральной целевой программы, а также инициировать разработку антинаркотических программ на региональном и муниципальном уровне. При этом ГАК и ФСКН, на наш взгляд, должны не просто инициировать активность, но и задать некоторые общие требования к этим программам.

С учетом сказанного выше, одним из таких требований является необходимость координации и интеграции региональных и муниципальных антинаркотических программ с программами социально-экономического развития территорий. Только так можно добиться эффективности антинаркотической политики, и только так антинаркотические программы станут важным инструментом реализации социальной политики в целом.

Такая постановка, безусловно, потребует совершенствования существующих и создания новых механизмов управления антинаркотической деятельностью, развития межведомственной координации как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, выработки успешных моделей построения такой работы на местном уровне, интеграции усилий государства, общественных организаций и социально ответственного бизнеса.

Говоря, о конкретном содержании этих программ, следует вспомнить, что дети и молодежь – наиболее уязвимые к наркоугрозе категории населения.

Церковь дает свой ответ на вопрос о причинах болезни и средствах ее лечения.

Покойный Святейший Патриарх Алексий говорил: «Сегодня в обществе господствует гедонистическая парадигма сознания, нацеливающая человека на получение удовольствия, материального комфорта и развлечений при забвении духовных ценностей. Наиболее беззащитно перед проповедью культа удовольствия и потребления молодое поколение. Это неминуемо приводит к различным искажениям человеческой природы (именуемых на медицинском языке болезнями), а в конечном итоге к постепенному разрушению личности». «Лучшей профилактикой наркомании является вера человека в Бога», - делает вывод Патриарх Алексий II.

Ответы Православной церкви внешне простые и страшно сложные в их реализации. Но что делать отделенному от церкви государству и светскому обществу? Стоит ли им что-либо вообще делать при таком понимании сути явления? Думаю, что стоит...

Одна из основных причин, лежащих в основе масштабной наркотизации населения России, – это доходящее до попустительства невнимание государства и нравственная глухота общества (прежде всего его элиты) к вопросам воспитания.

Ответственность за воспитание детей, за становление личности полностью возложена на родителей, точнее оставлена за родителями, поскольку провозглашается полная свобода в выборе формируемого образа: можете выбирать для своего ребенка образ божий, а можете любой другой. Причем такая ответственность делегирована семье независимо от того, способны ли родители вообще воспитать здорового человека.

Указывая на остроту проблемы, Святейший Патриарх Кирилл сказал. «Святые отцы подчеркивали важнейшую роль воспитания во всей дальнейшей жизни человека. Цель воспитания – это раскрытие данного Богом нравственного идеала, достижение человеком совершенства. Образовательный процесс без воспитания – то же самое, что тело без души. Бессмысленны усилия педагогов, не радеющих о воспитании молодежи».

Поэтому одним из приоритетов государственно-общественного партнерства должно стать решение проблемы воспитания подрастающего поколения.

Необходимо возвращение воспитательной роли школы. Школа – главный оператор здесь от имени государства, который должен работать, даже если ребенку не повезло с семьей. А общество должно заставить государство вернуть эту функцию школе и создать все условия для ее реализации.

Безусловно, в формировании современного человека участвует не только школа. По убеждению Предстоятеля Русской Церкви, очень часто определяющее влияние имеют средства массовой информации: «Дай Бог, чтобы чувство социальной ответственности, особенно перед юными согражданами, изменило духовный климат в наших газетах и журналах, в интернете, на радио, а главное – на телевидении».

Уверен, что государство и общество должно идти дальше и обеспечить защиту права детей на здоровую медиа-среду. Следует прекратить бесконечные дискуссии о свободе художника и цензуре и решительно перейти на мировые стандарты в области электронных СМИ.

Говоря о критических ситуациях приобщения детей к наркотикам, мы должны отдавать себе отчет в том, что беда приходит намного раньше, чем подросток прикасается к наркотикам, не в 14-15 лет, а в уже 7-10 лет. Это возраст упущенных возможностей с точки зрения воспитания, развития чувств и способностей, интереса к окружающему миру.

Приоритетом социальной политики должно стать: доступное качественное образование, содержательный, развивающий ребенка досуг, здоровье, спорт, общественно-полезный труд. Нужно прекратить относиться к образованию, культуре и здравоохранению, как к сфере услуг, это основные механизмы сбережения народа и развития страны.

Необходимо идти к созданию системы культурно-образовательного патроната, обеспечивающего каждому ребенку безопасное и перспективное детство и всестороннее развитие личности. Каждый ребенок на территории должен быть под присмотром и опекой. Для этого нужны партнерство школы и семьи, социальных служб, территориальных и профессиональных сообществ, нужна всемерная поддержка становления здоровых детских и молодежных организаций и тех авторитетных взрослых, кто занимается с детьми.

Главное условие успешного становления здоровой личности – ее подлинная (а не декларативная) востребованность, которая заключается, прежде всего, в наличии у государства общественно-значимых задач, а у молодежи - возможности участвовать в их решении.

В подтверждение я хотел бы вновь вспомнить слова Святейшего Патриарха Кирилла: «Сегодня страна нуждается в обновлении, в инновационном развитии. Но инновации немыслимы без поддержки одаренных и желающих трудиться молодых специалистов. Россия всегда была богата умными и талантливыми людьми. И наша задача – привлечь творчески мыслящую молодежь к созиданию лучшей жизни именно в нашей стране, а не за ее пределами».

В этой связи в качестве одного из действенных механизмов профилактики наркозависимости и вовлечении молодежи в активное преобразовании жизни на территориях наш институт предлагает создание на территориях сети молодежных Лабораторий качества жизни (ЛКЖ).

Главная задача ЛКЖ состоит в том, чтобы помогать отдельным людям и группам людей самим создавать себе необходимое качество жизни и вводить в культуру систематическую работу населения с собственным качеством жизни.

В основе деятельности ЛКЖ лежит философия качества жизни, которая сегодня выходит на первый план в государственной социальной работе в наиболее развитых странах.

Философия качества жизни принципиально противостоит философии зависимости: молодой человек не должен всецело зависеть от окружающей его социальной действительности, он должен сам управлять своим качеством жизни, развиваясь сам и преобразуя жизнь вокруг себя.

 

Другие материалы конференции