Институт демографии, миграции и регионального развития

 +7 (985) 364-20-83    г. Москва, Брюсов пер., д. 11, стр. 1    idmrr@idmrr.ru

Юрий Крупнов: «Новая столица будет на границе с Китаем»

Новая столица будет на границе с Китаем

 
СТЕНОГРАММА
 
KM TV

Набирает обороты инициированная Движением развития дискуссия о переносе столицы из европейской части России на Восток как инструменте преодоления критических пространственных диспропорций и решения проблемы демографического и социально-экономического развития страны.
 
«Движение развития», в частности, предлагает перенести столицу на Дальний Восток России, в Амурскую область, поскольку, по мнению участников Движения, это единственный способ освоить Дальний Восток надлежащим образом и сделать его центром российского и мирового развития. Выступления председателя Движения развития Юрия Крупнова, продвигающего этот проект, получили широкий резонанс.
 
Москва, оставаясь сердцем России, катастрофически перегружена. Ее инфраструктура, сверхдорогая и малоэффективная, скоро не сможет обеспечивать нормальную жизнедеятельность мегаполиса. Одновременно, концентрируя в себе основные финансовые и человеческие ресурсы, Москва все в большей степени оказывается противопоставленной остальной стране.
 
В то же время восточные регионы России, несмотря на то что мировые центры развития перемещаются в Азиатско-Тихоокеанский регион, остаются в неразвитом состоянии, делая страну неадекватной мировым вызовам и реалиям. Хотя еще в 2004 году «тяжеловес» мировой политики Генри Киссинджер зафиксировал: «В мире происходят совершенно новые характерные сдвиги — центр тяжести в политике смещается в Тихоокеанский регион».
 
В этой ситуации следует отдавать себе отчет: дальнейшее отсутствие мощного и, более того, лидирующего присутствия нас в северо-восточной Азии и АТР в целом автоматически означает вычеркивание России из мировой политики и Всемирной Истории. Без опережающего и даже революционного развития нашего Дальнего Востока мы выродимся в третьестепенную страну. Именно поэтому важнейшей задачей на ближайшие десять лет должен стать перенос столицы на Дальний Восток, в Амурскую область, на границу с Китаем. 
 
Своевременно ли говорить о переносе столицы из Москвы на Дальний Восток? Почему новую столицу страны надо строить на границе с Китаем? Как Россия должна развивать Дальний Восток?
 
СТЕНОГРАММА
 
- В эфире КМ ТВ программа «Конференция» и я, ее ведущий, Дионис Каптарь. Сегодня у нас в гостях председатель «Движения Развития» Юрий Васильевич Крупнов. Мы поговорим об идее, которую инициировало это движение по поводу возможного переноса столицы на Дальний Восток на границу с Китаем. Здравствуйте, Юрий Васильевич, и первый вопрос: «Зачем делать такое действие?» С моей точки зрения, оно является абсолютно необходимым, то есть, это не просто событие, планируемое из разряда «хорошо бы», это событие из разряда жизненно необходимых.
 
- С моей точки зрения уже, сегодня очевидно и вряд ли нужно подробно объяснять, что центр мировой активности где-то последние 20 лет стремительно перемещается в азиатско-тихоокеанский регион, даже можно сказать более точно, в северо-восточную Азию, где сегодня все определяет большая тройка стран: Китай, Япония и Южная Корея. И плюс, не надо забывать, что за океаном находятся еще и США, и, безусловно, поскольку мировая активность переместилась туда, плюс последние 30 лет очень динамично феноменально развивается Китай, то в этом фактически центре мира мы должны присутствовать предельно достойно, и, быть сопоставимы с этими развитыми странами или интенсивно развивающимися, мне кажется, в традициях России даже задавать лидерство, а сегодня это не так. И без переноса столицы именно на Дальний Восток, на границу с Китаем, на мой взгляд, мы этот вопрос никак другим образом не разрешим.
 
- Почему нельзя резко модернизировать уже существующие города?
 
- Дело не в том, что не надо модернизировать существующие города. Перенос столицы, это во многом символико-политическое действие, оно связано само по себе не с тем, что мы строим 50 городов, создаем 100 заводов, перемещаем миллион человек, нет, это локальное действие. Но оно определяет две важные особенности. Первое – это решимость государства делать данный регион приоритетным, это первый вопрос, то есть, мы, руководство, находимся там, где самые насущные проблемы для страны, мы находимся на переднем фронте. И второй момент, перенос столицы даст возможность, объявляя приоритетом Дальний Восток, делая его приоритетом, соответственно и модернизировать города, и создавать практически новую промышленность, тем более то место, куда я считаю необходимо переносить столицу, это Амурская область, треугольник между городами Шемановск, Свободный и Углегорск, там уже как раз начато проектирование, и в ближайшие 7 лет будет построен новый космодром «Восточный». То есть то, что я называю, и активно наше движение пропагандирует последние два года, Дальневосточный космический кластер, поэтому это само по себе должно стать центром развития и задать совершенно новый уровень развития для Дальнего Востока в целом.
 
- Насколько я понимаю, вы предлагаете построить фактически столицу с нуля, не на основе какого-то существующего города, а с нуля построить инфраструктуру, правильно?
 
- И так и не так, потому что с точки зрения градостроительной, урбанистической, я бы лучше говорил о создании агломерации с новым центром в виде столицы, как раз Свободного, это примерно где-то 55–60 тысяч населения, Шемановска – это 23 000 населения, и, в общем, совсем небольшого городка, его даже поселком называют, зато закрытое административное территориальное образование – Углегорск, там около 5 000 человек. В принципе, в этом треугольнике, это где-то 60 км друг от друга, в этом треугольнике и нужно создавать дополнительный административный район, дополнительные поселения для наукоградов и для космодрома, и, собственно, это и будет город-агломерация, потому что в любом случае, мне кажется, это не должно быть чем-то таким в виде пяти стобашенных каких-то таких зданий. То есть, это не город-чудовище, а это город, абсолютно вписанный в ландшафт и в ту ситуацию, в которой в том числе и Амурская область.
 
- У вас есть какие-то подсчеты, сколько денег на это потребуется?
 
- Такие подсчеты есть, и мы должны говорить о средствах, которые равны примерно возведению одной башни «Газпрома», «Охта-центра» в Санкт-Петербурге, то есть, фактически речь идет о 2-3 млрд. долларов, это максимальная сумма и средства, которые необходимы. Но я бы хотел подчеркнуть, что когда мы говорим о средствах и о новой столице, то надо представлять не вопрос о том, что мы с нуля, приезжают какие-то грейдеры, начинают разравнивать землю, бетоном ее заливают и т. д., столица — это, прежде всего обозначение власти, что здесь приоритет, плюс, это, безусловно, и для самых богатых людей, и для олигархов повод, соответственно, переезжать тоже туда. И в том числе, если будет принято решение о столице, то одним из первых решений должно быть решение о переводе счетов, в том числе и в это место, и я вам гарантирую, что создание такого налогового пула с участием наших крупнейших компаний, оно фактически решит все вопросы затрат. И я не буду сейчас обсуждать вопрос, он менее такой однозначный вопрос, какие выигрыши в какие годы будут в финансовом плане, потому что, на мой взгляд, они будут, они очевидны, но это менее четко подсчитывается сегодня, и я не хочу здесь наводить тень на плетень и давать какие-то точные цифры. Но то, что мы, переместив сюда центр, в том числе финансово-организационный, административный, просто приведем сюда хотя бы даже налоги наших крупнейших корпораций, на мой взгляд, это и будет прекрасным основанием финансовым для создания и развития этой новой столицы.
 
- Среди вопросов, которые пришли к нам на сайт были и такие, которые связаны с тем, как соединить эту новую гипотетическую столицу с уже существующими традиционными регионами России? Какие будут транспортные артерии?
 
- Вопрос очень хороший, потому что, безусловно, тот тип транспортного сообщения, который сегодня существует, это фактически ухудшенная модель того, что было в 80-е годы. Помимо того, что просто развивается мир, и тогда это было недостаточно, сегодня это еще во многом порвано, и как очень точно еще несколько лет назад высказывался Борис Алексеевич Виноградов, будучи депутатом Государственной Думы, что тарифы и транспортные и физические ограничения, они разрывают страну. В этом смысле уже сегодня, во-первых, нужны новые транспортные проекты, а для столицы здесь ключевым будет совершенно другое налаживание авиасообщения, но и создание, конечно, высокоскоростной транспортной, трансевразийской магистрали, для сверхскоростных поездов, в том числе автомобильные дороги, которые сегодня так и не соединены в какие-то условные единые магистрали от Запада до Востока.
 
- Это само по себе должно быть построено.
 
Это само по себе необходимо, мы уже примерно где-то 5-7 лет полностью утеряли значение нашего транзитного потенциала, то, что называют географы, экономисты, рентой по положению, когда грузы могут естественным образом идти через Россию. Все, мы 5-7 лет назад потеряли это положение по двум фундаментально-объективным причинам. Первое – это революция в контейнеровозах-кораблях, которые могут теперь фактически на 5-7 дней, 10, иногда 15 даже дней, быстрее вокруг света из Азии в Европу возить грузы и предельно экономично. То есть, мы проигрываем уже контейнеровозам мореходным. Второй момент, Китай интенсивно, опираясь на известный ЮВЖД, КВЖД, на эти все Маньчжурские, нами фактически организованные транспортные сообщения, Китай создает обходные пути через себя, то есть, принимает грузы на себя и получает все те транспортные прибыли, преференции, организуя правильно транспортную политику. Поэтому для сообщения нужно.…Да, и еще один очень интересный момент. Поскольку где-то километрах в 50 от того места, где я считаю должна быть новая столица, будет строиться космодром, то обязательным элементом системы является строительство аэропорта с фундаментальной взлетно-посадочной полосой не менее 3,5км. И это должно быть тоже примерно в этом районе, не более 30 км от космодрома, поэтому будет прекрасная взлетно-посадочная полоса с прекрасным аэронавигационным оборудованием, и не сделать здесь современный аэропорт, в том числе для транзитных рейсов, просто будет смешно.
 
- Соответственно, билеты должны будут сильно датироваться на самолеты, чтобы они стоили символическую сумму?
 
- Опять же очень точно вы это определяете, но, Дионис, тут как бы и к столице, и не к столице, потому что еще раз повторяю, поскольку вопрос сегодня. Эти тарифы разрывают страну, и они сегодня уже должны датироваться и, слава Богу, очень медленно. Но прошло где-то три года после того, как серьезно стали вопрос о дотации тарифов строить, но сегодня уже это начинается. Сегодня, по крайней мере, молодежным категориям в определенные периоды, сезонные, начинаются даваться скидки на авиабилеты, и государство их датирует, это очень хороший процесс. Мы его должны просто довести до нормального, более глубокого процесса и сделать билеты значительно дешевле, потому что сегодня через Пекин в Москву долететь в два раза дешевле, чем просто из Хабаровска, например, в Москву или из Южно-Сахалинска. Поэтому это общая проблема.
 
- Это шутка или это реальность?
 
- Это реальность. Я могу вам сказать простой момент, я помню с одним японским предпринимателем летел в Хабаровск, когда работал, это бизнес-класс стоимостью $2000 билет. Он просто не понимает, откуда такая стоимость, он мне говорит: «Не понимаю, откуда $2000, то есть, для первого класса еще может быть как-то, но для бизнес-класс $2000 - это ненормальная стоимость, должно максимум стоить $1000». Это что означает, кстати, компания «Дальавиа», к сожалению, она как раз разорилась, то есть, та компания, которая дает такие цены, но я ни в коем случае не хочу на эту компанию какие-то камни катить, потому что это общая система. То, что делается летом, просто трудно себе представить, потому что начинается период отпусков, и поскольку существует хорошая практика датирования и принуждения работодателям дальневосточников датировать их перелет на место отдыха, то в это время, как бы под это компании поднимают очень резко, еще больше цену, причем, это очень серьезный подъем в 2-3 раза. И я помню, был в прошлом году в Анадыре, Чукотка, и люди, которые, в общем-то, достаточно высокопоставленные чиновники, они мне в бытовом общении просто говорят: «Мы не можем с семьей полететь никуда, просто мы не можем себе позволить при наших достаточно повышенных окладах, при наших возможностях, при наших, скажем, в конце концов, блатных возможностях, то есть, поговорить с другим чиновником, мы не можем просто позволить себе полететь». Поэтому тарифы, как Борис Алексеевич Виноградов правильно все это сформулировал, тарифы разорвали уже сегодня давно страну. Поэтому столица она позволит этот вопрос, склеить эти куски и перевести на новую основу.
 
- Если обращаться к опыту стран юго-восточной Азии, там есть несколько крупных городов, которые являются одновременно и финансовыми центрами, причем, мирового значения. Среди них есть города, которые сравнительно недавно стали такими центрами. Эта гипотетическая столица рассматривается вами как такой, возможный финансовый центр мирового уровня?
 
- Я должен сказать, что я, к сожалению, плохо разбирался вообще в финансовой проблематике, и не могу здесь выступать более-менее грамотным полуэкспертом, и не готов сейчас точно ответить на этот вопрос. Но то, что это должна быть культурная, инженерная, символическая столица и символический лидер северо-восточной Азии, это вне всяких сомнений, иначе просто смысла переносить, скажем, какую-то группу ленивых чиновников из одного места в другое для того, чтобы они работали неэффективно, это просто бессмыслица.
 
- Можно сказать, что столица будет матрицей, например, для развития других городов. Правильно я понимаю? Это фактически площадка для обработки…
 
- Совершенно точно. Поэтому я называю столицу в плане градостроительном, урбанистическом, просто называю еще модельным городом, город №1. Это бессмыслица будет, если мы какой-нибудь типовой район Москвы перенесем туда и сделаем столицей, просто чушь. И, безусловно, мы должны делать ставку на: а) экологическую урбанизацию, то есть, с элементами безотходных технологий и которая бы не давала никакого загрязнения, природа прекрасная: зверье, рыба, все есть, и уничтожать это просто под какие-то глупые надобности бессмысленно, б) это должен быть город энергопассивный, то есть, если не говорить даже о нулевом потреблении, то, по крайней мере, ЖКХ должны в 3,4,5 раз быть дешевле, энергосберегающими, чем обычные системы.
 
- Все эти технологии уже есть?
 
- Все есть в России и на западе, Европа просто, как например, Сингапур и ряд других азиатских стран, они просто здесь уже ушли куда-то в 25-й век, и нам просто стыдно должно быть, что очень много идеологов энергопассивности, энергосбережения, экодомов, экодомостроительства, Юрий Николаевич Лапин, Найденный, Кривов Александр Сергеевич, наверное, идеологи то все наши. Юрий Николаевич Лапин книгу написал по поводу энергопассивных домов, что происходит на западе и вообще, какой мировой опыт, в этом смысле горькая книга, потому что он про это 15 лет назад говорил о том, что у нас есть задел и надо делать, а сегодня он описывает то, что стали делать на западе, а у нас фактически, помимо какой-то, конечно, энтузиазиастской активности, к сожалению, очень слабой, поскольку просто невозможно без поддержки государства такие вещи делать, ничего. Отсюда, столица - это модельный город, я тему разрабатываю, усадебно-ландшафтную, усадебно-поместную урбанизации, и с этой точки зрения это конечно должен быть другой тип вообще градообразования и градоразвития, где малоэтажность, в основном, застройка, где мы делаем на домовладение ставку, и где элементы энергопассивности и экологичности играют ключевую роль, и все вписано в ландшафт, то есть, не разрушает ландшафт, а дополняет, делает более интересным.
 
- Такая столица должна быть насколько крупной, сколько там людей должно проживать?
 
- По нашим подсчетам фактически к тем, примерно, на сегодняшний день 85 000 в этом треугольнике жителям, которые есть, нужно добавить где-то 40-60 тысяч человек.
 
- Маленькая столица получается.
 
- Это ни в коем случае не монстр, это небольшая столица, и, мне кажется, нет никаких оснований так просто, от потолка, требовать каких-то больших цифр и мечтать о них, потому что это не нужно. То есть, должно быть эффективное чиновничество, должны быть эффективные медиа - и коммуникационная среда, потому что очень удобная площадка, чтобы проводить там, соответственно, конференции, семинары, договорные площадки, здесь власть должна быть, наука и т.д., плюс космодром, который, опять если мы, как обычно, по инерции, как всегда, как по Виктору Степановичу Черномырдину, все в глупость не превратим, то космодром должен стать началом космического кластера, лидирующую функцию задавать, поэтому инженерная наука, космонавтика и т.д. То есть, все это в целом не требует гигантских усилий.
 
- Фактически это реализация мечты о звездном городке, только в нем уже будут жить люди, не только космонавты. Если возвратиться к теме высокоскоростных артерий, она очень интересная и не только в связи со столицей. Скажите, в России уже сегодняшние технологии такого строительства существуют или придется их закупать?
 
- Здесь очень сложный вопрос, абсолютно правильный и точный. Просто, в каком плане сложный, потому что, во-первых, речь должна сначала идти не о технологиях, а о системах, мы должны просто сформулировать задачу. Например, сегодня что такое, когда мы Транссиб говорим, это реально? Даже если поезд идет иногда 100 км/час на каких-то участках пути, товарняк, например, то реально, если посчитать весь путь, то он движется максимум 9-12 км/час, это реально. И это реальное движение надо, с моей точки зрения, с точки зрения конкурентоспособности мореходного транспорта, с точки зрения угроз со стороны транспорта Китая и т.д., нам нужно дойти хотя бы до 40км/час, чтобы реальное перемещение физическое составляло 40км/час. Поэтому, исходя из этого, если брать трансевразийскую магистраль, мы должны давать, собственно, принципиальные задания, ПЗ, на разработку, а не исходить из существующих технологий, это первый момент. Второй момент, какие-то участки могут быть сверх-сверхскоростными, допустим, здесь не грех позаимствовать где-то элементы того, что делают сегодня, допустим, в Японии, в том же Китае, где Шанхайский аэропорт, соответственно, существует так называемый «магнетик левитейшн», там магнитное поле приподнимает…
 
- Там 500 км/час.
 
- Там чуть поменьше, но не так важно, суть в том, что создается мощнейшее за счет электротока магнитное поле, которое приподнимает поезд, ток его толкает с гигантской скоростью, при этом для людей, которые находятся внутри поезда, это ощущение такое, что почти он стоит на месте, только за окном почему-то все несется, мелькает, но по большому счету, как говорят те, кто там ездит, я, к сожалению, не ездил там, что дают маленькие чашечки кофе, они до краев залиты, и они не расплескиваются, нормально люди сидят, говорят, не думая о том, что эти чашечки могут расплескаться.
 
- Такая технология насколько окупаема или ее тоже надо датировать?
 
- Она очень дорогая, опять, чтобы здесь не было иллюзий. То есть, конечно, и в Шанхае, по-моему, что-то 45 км этот участок пути, гигантский Шанхай, гигантская возможность Китая концентрировать ресурсы на отдельные амбициозные проекты, но фактически полсотни километров, это максимум, на что они смогли, и пока не наблюдается по Китаю дополнительного строительства. Но, во-первых, еще раз повторяю, здесь вопрос основной, это что мы хотим. Если мы хотим все-таки в 4-5 раз увеличить просто пропускную способность трансевразийской магистрали и Транссиба, то здесь не требуется на магнитном принципе передвижение, это первый момент. Второй момент, кто сказал, что он должен быть именно таким? Нужно искать новые физические принципы. И третий момент, наконец, все возникает от того опять, будем ли мы это делать комплексно или нет. Я немножко сейчас, может быть, фантастическую вещь скажу, но готов, в отдельное, конечно, время подробно аргументировать и объяснять. Если мы поставим современные на быстрых реакторах атомные станции, причем миниатюрные, вдоль этого пути, которые обеспечивают и общую энергетику, ее развитие, промышленную, жилищную, бытовую жизнь вокруг, и при этом каким-то образом фактически концентрируют электричество на транспортной системе типа «магнетик ливетейшн», то в принципе, в совокупности, это может задавать совершенно другую экономику. То есть, это будет все очень дорого, но с точки зрения эффекта окупаемо, потому что когда у нас говорят, знаете, приведу здесь банальную фразу, она стала популярной: «Мы не настолько богаты, чтобы делать дешевые вещи». Потому что мы все время пытаемся все по копейке сэкономить, а в итоге потом с утра до вечера копаем асфальт и т.д.
 
- Скупой платит трижды. Скажите, я все-таки продолжу эту тему, потому что тема для нашей страны столь просторной очень важна, если не брать такие сверхдорогие технологии, то на основе достаточно традиционных, привычных, все-таки, поездов, какую максимальную скорость можно дать?
 
- 30км/час при модернизации самого железнодорожного полотна, это вполне нормальная скорость.
 
- Ее можно достичь спокойно... Это на обычных локомотивах?
 
- Там опять все надо помодернизировать, но это не подъем на новый какой-то технологический уровень и этап, но реально здесь где-то 30-40 км/час перемещения физического по Транссибу можно достичь, если еще правильно... Здесь опять же, что такое транспорт, вы, во-первых, абсолютно правы, что для России это просто вопрос №1 с нашими территориями, с дураками и с дорогами, все это абсолютно правильно, но транспорт, не убирая физическую основу, материальную, железнодорожные пути, локомотивы, магнитные подушки и т.д., все здорово, но, прежде всего, это логистика. У нас же, понимаете, масса просто торможений на этом пути, оно состоит в том, что просто из-за не состыковок, из-за ошибочных маршрутов, не согласования, отсутствия единых платежных документов с точки зрения торгового продвижения, гигантское стояние на границе, как на китайско-российской, восточной, так и на западной, потому что все законодательство рассогласовано абсолютно и для того, чтобы просто пропустить поезд, который каждый день, по два раз ходит через эту границу, и все как бы заново долго оформляй и т.д.
 
- То есть это даже не технологический резерв…
 
- Во многом гигантский, логистический.
 
- Как вы и сказали. Если надо будет соединять эту гипотетическую столицу с другими центрами, то придется строить новые железнодорожные полотна под современные поезда или старые можно как-то модернизировать? Наш БАМ, грубо говоря, можно задействовать?
 
- У нас была работа перед поездкой в период визита Владимира Владимировича Путина в январе 2007 года с Юрием Вячеславовичем Громыко, была такая работа «Транспортное и цивилизационное продвижение», где мы все-таки выдвигали идею, условно говоря, создания параллельной сверхскоростной новой магистрали, полностью сверхскоростной, новой, с нуля, на чистом месте.
 
- Сколько бы она давала километров?
 
- Она бы давала около 200-300 реального продвижения километров. Плюс параллельно обязательно нужно вести модернизацию пути существующего, потому что высокоскоростные магистрали, может быть, они и не нужны как единый Транссиб, потому что основное это сделать, как вы уже очень точно сказали, между ключевыми точками, сделать быстрые такие челноки. То есть, например, совершенно изменить географию, ее преодолеть, условно я говорю, между Красноярском и Иркутском, между Красноярском и Хабаровском, сегодня Хабаровск-Красноярск - это трое суток реально, если повезет, а например, если это расстояние преодолевается за 12-15 часов, совсем другая ситуация.
 
- Создать экспресс. Просто два города и без всяких остановок.
 
- Конечно, то есть вы правильно сказали, что нам не нужно просто повторять, Транссиб-2 делать в прямом смысле, нам нужно соединять наиболее важные точки, опять же, исходя из логистики, из нашей генсхемы расселения, которое мы должны делать…
 
- Транссиб использовать под товарные нужды.
 
- И, в принципе, модернизация Транссиба, и это сейчас во всем мире делается на отдельных даже участках, то можно обеспечить, все равно конкурентоспособную скорость движения. Другое дело, что, к сожалению, этим никто не занимается.
 
- Как-то вам удается донести эти идеи до людей, которые могут принимать такие решения?
 
- Вы знаете, я бы здесь не мифологизировал власть, потому что, во-первых, удается и разговаривать с людьми, которые занимают достаточно высокие посты. Я вам хочу сказать, что очень много, как и везде, совершенно разные люди. У меня, например, последние 10 лет очень страшное впечатление постоянное, что бывает с очень высокопоставленным человеком на высокой должности, с ним говоришь, такое ощущение, что разговариваешь с каким-то несчастным человеком, с бомжом на Курском вокзале где-то, понимаете.
 
- В смысле?
 
- С точки зрения устройства сознания. Потому что человек, например, говорит: «У меня нет времени, я очень занятый человек». Потом начинаешь говорить, и оказывается, что час говорит, два, и ты уже не знаешь, куда от него убежать, он тебе рассказывает о своих бедах, рассказывает о том, что ничего нельзя сделать, о том, что мешают, и в какой-то момент перестаешь понимать, то есть, перед тобой сидит высокопоставленный чиновник, который должен при всех сложностях всегда госуправления, при всех инерционных вопросах, сопротивлении и т.д., он должен практически предлагать решения, должен рассматривать твои инициативы и говорить: «Это чушь, это не туда, здесь давайте посмотрим, должен дирижировать, то есть, управлять, руководить. А он вместо этого просто жалуется, и непонятно в итоге, что он тут делает? Поэтому, понимаете, вопрос о том, что мы донесем до какой-то такой высокой власти, и что эта высокая власть, наконец, найдет 10 минут, прочитает, на мой взгляд, это немножко фантазийно.
 
- Где же выход?
 
- Выход в том, чтобы работать и самим все это реализовывать. Я никогда не понимаю вопрос, как говорится, что мы предлагаем, а почему власть не делает. Власть - это такие же люди, то есть, делают всегда конкретные личности, конкретная общность, по-другому не бывает. Другое дело, что для того, чтобы твой проект реализовывался, надо кому-то из твоей общности идти во власть занимать места, кому-то идти в медиа, кому-то идти туда то. То есть, создавать нормальную систему реализации твоей идеи, прикрытия, лоббизма (а как по-другому?), соответственно, медиапродвижения, рекламы, понимаете? Просто, в конце концов, какого-то места, где можно собраться попить кофе, поговорить, но это все инструментарий для реализации проекта развития. И в нем очень важную роль играют президенты, председатели правительства, чиновники, вице-премьеры, но не надо абсолютизировать их роль. Надо все-таки исходить из того, что если тебе нужен проект, то кроме тебя, его никто не реализует. Вы знаете, Дионис, я просто, прошу прощения, пофилософствую. Потому что у меня видение мира, например оно заключается в следующем, что для любой серьезной насущной задачи, например, исторической, рождается, мне так кажется, один только человек, и если человек эту задачу понимает как миссию для себя. То с помощью всего государства, страны, массы партнеров, соратников, друзей, но только он и может ее реализовать и бессмысленно обсуждать, что, почему я это выдвигаю, а Владимир Владимирович Путин еще ничего не решил и т.д. Надо убеждать его, Владимира Владимировича Путина, Дмитрия Анатольевича Медведева и все их окружение, но тебе нужно, ты и решай, я в этом ничего плохого не вижу. Это не повод, я не к тому, что это подарить чиновникам эту мысль, в плане «иди отсюда», тебе нужно, ты и решай, нет. Если у тебя вопрос государственный, он очень важен, ты говоришь про это, но и делай это. Поэтому для меня просто этот проект, как и другие проекты развития, это то, что я делаю, буду делать то, что я сделаю, понимаете. Если для этого потребуется идти во власть на любой пост, если для этого нужно, я пойду. Если для этого нужно кого-то уговорить, убедит, полностью вовлечь, я вовлеку, сделаю, потому что мне это нужно, потому что это нужно стране.
 
- Мы начали говорить о столице, а поговорили по широкому профилю. Это, наверное, лишний раз доказывает, что такая идея способна стать локомотивом действительно развития страны. Наш эфир заканчивается, наверное, стоит его завершить каким-то обобщением, и я бы хотел, чтобы вы сказали о перспективах этого проекта, насколько он реален?
 
- Понимаете, Дионис, я им живу, я просто работаю в этом проекте , и поэтому у нас был недавно круглый стол, достаточно серьезное ядро сообщества образовалось, это первый момент. Поэтому первое сейчас, как-то институализация этого сообщества. Второе, мы к Новому году сделаем концепт градостроительный, все ваши вопросы конкретные и очень важные, мы уже не просто будем говорить о столице и даже показывать на карте место, где это в Амурской области, а мы уже просто предложим градостроительный концепт этого проекта. Безусловно, с конкретной привязкой территории и т.д. На апрель мы сейчас прорабатываем вопрос о том, чтобы пригласить примерно десяток ведущих градостроителей мира провести конференцию в этом месте для того, чтобы обсудить именно с точки зрения модельного города, о чем мы тоже сказали. Поэтому это достаточно конкретный план, и тут для меня просто работа, где все, кто хочет, может присоединиться, здесь для такого серьезного дела никогда мало помощников и друзей, и соратников не бывает. Это работа.
 
- Спасибо вам за то, что нашли время прийти в нашу студию. У нас в студии был Юрий Васильевич Крупнов - председатель «Движения развития».