Институт демографии, миграции и регионального развития

 +7 (985) 364-20-83    г. Москва, Брюсов пер., д. 11, стр. 1    idmrr@idmrr.ru

Юрий Крупнов: Пора строить Социальное государство 2.0

Юрий Крупнов

Пора строить Социальное государство 2.0. И опираться можно на информационные технологии

В ситуации непрерывных попыток прикончить в Российской Федерации остатки социального государства (чего стоит только людоедская «обновлённая Стратегия 2020» Мау-Кузьминова, разработанная по заказу Правительства в качестве новой социально-экономической модели), основные силы общества уходят на защиту самой необходимости социального государства как такового.
 
Опять и опять приходится доказывать, что построить счастье 10 процентам населения за счёт остальных – преступно и убийственно для России, что дикое социальное расслоение подрывает страну изнутри, что давно пора перестать обсуждать, что лучше – чтобы все были богатыми или чтобы не было бедных и т.п.
 
В этих навязываемых глобальных дискуссиях растворяется уникальный опыт российских регионов в проектировании и организации современной высокотехнологичной социальной политики в интересах всех жителей.
 
В этом плане имеет смысл внимательно присмотреться к опыту Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
 
Задолго до введения материнского капитала здесь законом автономного округа был введён персональный капитал при рождении нового жителя округа, до половины всех вложений в строительство идут из регионального бюджета, пять лет работает закон «О качестве жизни населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», в котором введены динамичные стандарты качества жизни, измеряющие и формирующие социальное самочувствие население Югры.
 
Сегодня уже можно говорить о создании оригинальной Югорской модели социального развития, в основе которой категории качества жизни и персонализация социальной работы, комплексный охват всех базовых сфер жизни человека.
 
Крайне перспективным нововведением в Югре, особенно с началом реализацией федерального проекта «Электронное правительство», является проект социально-платёжной карты - СПК «Югра».
 
«Карточный» проект был запущен в автономном округе в 2005-м году. Заказчиком выступило окружное правительство, а исполнителем от имени государства - департамент труда и социальной защиты населения, который в прошлом году не без основания был переименован в департамент социального развития.
 
Власти автономного округа, вводя ставшие модными в начале нулевых годов социальные карты, пошли не по пути внедрения типовых ИТ-решений, сводя всё исключительно к айтишной информатизации, а изначально сделали ставку на карту как универсальный инструмент высокотехнологичной и персонализированной социальной политики.
 
Эта ставка на рост стандартов качества жизни и наращивание человеческого капитала система СПК «Югра» выгодно отличается от схожих карточных проектов в других субъектах федерации. В частности, от социальной карты москвича, где соцкарта была жёстко «посажена» на обслуживание базовой транспортной инфраструктуры столичного мегаполиса - московский метрополитен. Недаром генконструктором московской социальной карты был бывший глава московской подземки Дмитрий Гаев.
 
В этом смысле Югре можно сказать повезло – именно тем, что у неё нет метро и вместо одного монопольного приложения исходно была поставлена задача искать разнообразные значимые социальные эффекты и «прошивать» их в качестве электронных приложений карты.
 
По этой причине в поисках подходов к карточному проекту и была сделана ставка на социальность и социальное развитие как главную цель и ключевую задачу регионального правительства.
 
До конца текущего года карта будет нести 68 социальных приложений, позволяющих жителям автономного округа получать государственные, муниципальные и иные услуги в электронном виде. Уже сегодня держатель карты может переводить на нее зарплату, пенсию и другие выплаты, свободно снимать деньги в банкоматах, получать данные о базовых пособиях, начисленных льготах и компенсациях, страховых взносах, смотреть информацию о предоставленных ему путевках в санатории и даже записываться на прием к врачам, применяя карту вместо медицинского полиса или получать информацию о расписании уроков, домашнем задании и текущей успеваемости своего ребенка в школе.
 
В опережающем режиме наращивается информационная составляющая СПК «Югра», позволяющая владельцу этой карты входить в свои данные по налоговой службе, ГИБДД, ФМС, со временем, и пенсионных фондов и организаций ЖКХ и всех других государственных и иных организаций, которые решатся создавать дружественный интерфейс взаимодействия с гражданином и открывать ему на сегодня практически засекреченную информацию.
 
Для государства с помощью сервисов социально-платёжной карты можно отслеживать как предметную эффективность реализации социального бюджета, так и персональную жизненную ситуацию конкретного гражданина, его социальное самочувствие, видеть социальный форс-мажор, с которым столкнулся человек и оперативно реагировать на него, предоставляя человеку или семье, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, помощь и поддержку государства.
 
Информационные технологии и регламенты взаимодействия между ведомствами открывают широкие возможности не только для персонального подхода к каждому жителю региона, в отличие от привычной нам «средней температуры по больнице», но и для постепенной субъективации жителей, включение их в планирование социальной политики, выделение приоритетов социального развития, - в социальное строительство как общее дело и государства и гражданского общества и каждого желающего отдельного жителя.
 
По сути дела, Ханты-Мансийский автономный округ за 7 лет, прошедшие с начала реализации проекта СПК «Югра», стал своего рода федеральной экспериментальной площадкой по отработке инновационных подходов и технологий социальной политики на базе своей оригинальной социально-платёжной системы. Следует признать, что первый этап эксперимента удался.
 
Да, услугами СПК «Югра» на сегодня пользуется только 2 % населения округа. Но следующий этап эксперимента требует не только массовизации использования карт, но и перехода к серьезной перестройке деятельности практически всех ведомств, проектирования и организации спектра новых сервисов и приложений карты. Стало понятно, что затраты на чрезвычайно дорогостоящие информационные технологии окупаются только в том случае, когда вместе с их внедрением происходят множественные ведомственные и социальные революции. Для обеспечения привычных вчерашних практик работы подобные нововведения не нужны.
 
В Югре это понимают. У них получается делать карточный информационно-технологический проект не модной самоцелью, а высокотехнологическим инструментом социальной политики.
 
Это, конечно, только начало. Но уже очевидна настоятельная необходимость использовать опыт и Ханты-Мансийского автономного округа и столь же уникальный опыт ряда других территорий для того, чтобы кардинально изменить подход к ИКТ-проектам на федеральном округе.
 
Вокруг немалых затрат на информатизацию надо запускать мощный сквозной проект развития, который условно можно назвать Социальное государство 2.0 и превращать его, наряду с Новой индустриализацией и Евразийским союзом триадой повестки дня нового президентства Владимира Путина.
 
Концепцию Социального государства 2.0 сам Владимир Путин точно сформулировал ещё в 2008 году: «Чтобы обеспечить динамичное, опережающее движение России вперед, сейчас нужно активно переходить к качественно новой социальной политике – политике социального развития. Ее содержание гораздо шире, чем просто выплаты пособий и финансирование социальных учреждений. Речь идет о формировании современной социальной среды вокруг человека, работающей на улучшение его здоровья, образования, жилья, условий труда, повышение конкурентоспособности и доходов. В конечном счете – на развитие российского народа, не просто на сбережение, а на развитие». Очевидно, наступает время реализации такого абсолютно правильного подхода.
 
Прошло то время, когда «социалка» воспринималась как затратная сфера, буквально «чёрная дыра» для бюджетов. Пора прекратить употреблять штамп «непроизводственные расходы».
 
И мировой опыт, и наша российская ситуация убедительно свидетельствуют, что социальная политика призвана быть не просто производительной, а сверхпроизводительной сферой. Она должна поставлять самый главный ресурс для экономики и общества в целом – качественный человеческий капитал, дееспособную и производительную личность. От того, какое у российского гражданина будет здоровье, начиная с самых малых лет, как он будет образован, насколько перспективную и гарантирующую стабильность жизненного пути профессию он освоит, насколько будет восприимчив к новым знаниям, какую поддержку получит в деле создания большой, крепкой и надёжной семьи в перспективе с тремя и более детьми - от всего этого напрямую зависит и так часто упоминающаяся экономистами производительность труда, и демографическое развитие страны, и комплексная мощь нашего государства в целом.
 
А Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре имеет смысл, опираясь на тот факт, что положенные в основу СПК «Югра» идеологии и технологии опередили время, и что региональный проект необходимо в ближайшие два года интегрировать с федеральной универсальной электронной картой, брать на себя задачу становиться центром социальных инноваций в России. Это необходимо для всей страны.

Обсуждение в блоге Юрия Крупнова