Институт демографии, миграции и регионального развития

 +7 (985) 364-20-83    г. Москва, Брюсов пер., д. 11, стр. 1    idmrr@idmrr.ru

Юрий Крупнов: В больших городах у молодёжи нет возможности жить семьёй

Юрий Крупнов: Если миграция выбивает рабочие места у коренного населения, то идёт уничтожение экономической базы для создания семей

Опубликованы окончательные итоги переписи населения. По её результатам, около 10 тысяч деревень исчезли с каты страны, ещё 19 тысяч пустуют. Всего в России проживает 142 миллиона 857 тысяч человек. Средний возраст – 39 лет. В мировом рейтинге по численности населения Россия продолжает движение вниз. Раньше мы занимали 7 место, то теперь его занял Бангладеш, а мы оказались на 8-м. Численность населения неуклонно снижается. За последнее время снижение составило 2 миллиона 300 тысяч человек.

Георгий Бовт: Сегодня Путин говорил о демографии. Он говорил, что последний год у нас прирост был небольшой в 10 году. Как нам переломить эти негативные тенденции помимо того, что больше рожать детей? Что делать?

Председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов: Есть прямая связь между уменьшением малых и средних городов и количеством детей. Мы должны понимать, что политика гиперцентрализации ведёт к мегаполисному развитию.

Г.Б.: В городах меньше плодятся.

Ю.К.:  Вопрос в том, что в городах у молодых нет перспективы жить семьёй.

Г.Б.: Из-за высокой стоимости жилья?

Ю.К.: В том числе. Вот те, кто протестует против существующей власти – это средний класс, это люди, которые знают, что им ничего не светит. Особенно женщины, которые знают, что им не светит создать семью.

Г.Б.: Интересная идея по поводу малых городов.

 Ю.К.: Министр экономического развития Набиуллина позавчера заявила, что всвязи с глобальным тенденциями мы потеряем несколько малых и средних городов. Речь идёт не о деревнях, а о малых и средних городах. Если мы посмотрим на примеры последнего года, которые принимались на высшем уровне, причём с гигантской помпой, скажем, утроение Москвы. Расширение границ и увеличение площади в 2,6 раз. В этом смысле и получается, что в гиперцентрализованной России, где есть единственный город с какими-то профессионально-карьерными возможностями, где можно зарабатывать, и мы этот город утраиваем.

Г.Б.: Сюда ещё люди потянутся.

Ю.К.: Конечно. Мы приговариваем не только малые и средние города, но и всю Россию. Это решение является не просто ошибочным, это решение, обозначающее, что чётко не определяется, чем управляется, и что происходит на самом деле. Набиулина говорит, что есть тенденции глобализации, но президент утраивает Москву. Он и есть эта тенденция.

Г.Б.: Вопрос утроения Москвы не рассматривался в этом контексте. Никто не хотел навредить демографии.

Ю.К.: Дело не в том, что хочет или нет. Когда человек едет на машине, спешит и сбивает пешеходов, какая нам разница, что он не хотел никого сбивать. Или пьяный человек. Но проблема в том, чтобы тенденции, имеющие жизненно критический характер, не обозначались, как природные тенденции, которые глобальные процессы, которые идут сами по себе. Эти процессы на 80-90% организуют управляющие системы. Все эти небольшие временные, в марте этого года завершившиеся, показатели по увеличению рождаемости, это временное явление, связанное с пиком рождаемости в 85-90-х годах. Это всё заканчивается. В 14-м году будет гигантская яма. Надо говорить не о том, что год назад было небольшое превышение рождаемости над смертностью, а о том, что нас ждёт в ближайшие 2 года, что в течение 50 лет уполовинится население.

Г.Б.: Не могу задать вопроса по поводу миграции, как средства разрешения этого демографического кризиса.

Ю.К.: Никак. В этом смысле есть идеологические моменты, когда кричат, что миграция спасёт Россию, кричат, что миграция убьёт Россию. Но реальность в том, что миграция на 90% не имеет никакого отношения к демографии.

Г.Б.: То есть, никак не влияет?

Ю.К.:  Практически. Если миграция в экономическом плане выбивает рабочие места у коренного населения, то тем самым уничтожаем экономическую базу для воспроизводства семей. Отсюда смертность в молодом возрасте с 23 до 45 в 5-7 раз больше, чем в Европе. Мужики не могут нормально заработать, не уважают себя, спиваются, получают инфаркты.

Источник: СИТИ-ФМ ("Вечерний развод", 15 декабря 2011 г.)