Институт демографии, миграции и регионального развития

 +7 (985) 364-20-83    г. Москва, Брюсов пер., д. 11, стр. 1    idmrr@idmrr.ru

Россия за 3–5 лет может лишиться своего ядерного щита

Умы российской науки по-прежнему гениальны…

 10 февраля 2012 года состоялось очередное, 19-е по счету, вручение Демидовских премий за наиболее весомый вклад в развитие науки. Накануне лауреаты этой почетной награды встретились с журналистами и поделились своим видением проблем и перспектив отечественной науки.
 
В этот раз обладателями премии стали: вице-президент Российской академии наук, академик РАН Александр Андреев — за выдающийся вклад в развитие современной физики низких температур, в частности за теоретическое предсказание «андреевского отражения»; директор Биолого-почвенного института Дальневосточного отделения РАН, академик РАН Юрий Журавлев — за выдающийся вклад в развитие биологических и экологических исследований на Дальнем Востоке и директор Института географии РАН, академик РАН Владимир Котляков — за выдающийся вклад в развитие новых направлений в географии и океанологии и открытие не известных ранее закономерностей и механизмов взаимодействия природных геосистем.
 
Ученые кратко рассказали о своих открытиях, однако, несмотря на явные достижения в своих областях, обойти вниманием проблемы фундаментальной науки на пресс-конференции не удалось. В частности, индекс цитирования российских ученых за последнее десятилетие неуклонно падает, а количество публикаций в престижных зарубежных журналах — снижается, тогда как аналогичные показания Китая за эти годы резко возросли.
 
По мнению исполнительного директора Научного Демидовского фонда, председателя Уральского отделения Российской академии наук Валерия Чарушина, это связано исключительно с низкой поддержкой развития исследований в России со стороны государства.
 
— В Китае за последние десять лет в пять раз увеличилось бюджетное финансирование науки. В США, к примеру, помощником президента по науке является один из выдающихся ученых. У нас же заместители министра образования и науки не имеют даже кандидатских степеней, — сетует академик.
 
Также ученые пожаловались на отсутствие оборудования, необходимого для проведения сложнейших исследований, к примеру, в области биологии. Так, Юрий Журавлев сообщил, что российские специалисты могут уже не только получать из клеток любые вещества, но и осуществлять так называемый «биологический локаут»: блокировать нежелательные процессы на клеточном уровне и сохранять полезные. Однако техники, которая позволит развивать эти умения, не появилось с 91-го года до сих пор. Зачастую российские ученые вынуждены ехать на Запад, проводить исследования на иностранном оборудовании и, возвращаясь назад, писать статью в соавторстве с иностранными коллегами. Проделать работу в одиночку нашим ученым не по карману: все исследования на чужой электронике стоят около миллиона рублей.
 
По той же причине, по словам Александра Андреева, упал знаменитый «Фобос-Грунт». Из строя вышло иностранное оборудование по той простой причине, что оно изначально не было предназначено для космоса, и никогда не тестировалось за пределами планеты. Решить данную проблему пока не представляется возможным: своих комплектующих для космических объектов мы не производим.
 
— Еще в 2009-м году мы, видя, что проект сырой, отложили запуск «Фобос-Грунта» еще на два года, — делится секретами ученый. — Но за это время испытаний проводилось очень мало. Сыграло и роль и то, что мы взяли китайский спутник, сократив при этом количество электроники. В итоге оставшаяся электроника просто вышла из строя.
 
 — К сожалению, подобная катастрофическая ситуация складывается не только в космической сфере, но и в авиации, и в судостроении, и в станкостроении. Фактически все российское машиностроение уничтожается отсутствием внятной государственной политики. Отсутствие четких планов развития соответствующих сфер на 10–20 лет вперед делает невозможным серьезное планирование технологического перевооружения сферы. А без перевооружения невозможно оказывается невозможным выпускать качественную продукцию. В итоге Россия за 3–5 лет может лишиться своего ядерного щита не из-за уничтожения боевых зарядов не в соответствии с соглашениями в США, а из-за неспособности производить совокупность машин, позволяющих доставлять заряды до территории противника, — комментирует ситуацию заместитель директора Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Царик.
 
Впрочем, ученые ободрили собравшихся тем, что умы российской науки по-прежнему гениальны. Порадовало и заключение Владимира Котлякова, касающееся пресловутого «глобального потепления». По его словам, климат на земле развивается циклично, и ничего аномального за последние годы не наблюдается.
 
— Все, что мы видим сейчас, уже описывалось в летописях 16-17 веков. Каждый век леса в России горели, а императрица Анна Иоанновна в одном из писем упрекала воеводу за то, что он допустил возгорание болот, — напомнил академик.
 
Ксения Кириллова
 
Источник: Подробности, 10 февраля 2012 г.