Институт демографии, миграции и регионального развития

 +7 (985) 364-20-83    г. Москва, Брюсов пер., д. 11, стр. 1    idmrr@idmrr.ru

Юрий Крупнов: Нужно не коалиционное правительство, а дееспособное - правительство развития

России нужно качественно новое, а не «коалиционное» правительство

Вместо того, чтобы готовиться к новому удару кризиса, власть занимается чисто конъюнктурными вопросами

Следующий состав российского правительства будет сформирован, по всей видимости, по коалиционному принципу. Об этом «Известиям» рассказали неназванные источники в «системной» оппозиции. По их информации, Кремль уже начал соответствующие консультации со всеми думскими фракциями.
 
Так, сообщает издание, в конце прошлой недели свои предложения по возможным персонам в новом кабмине представила «Справедливая Россия». Поступало предложение и к фракции КПРФ – источники в этой партии соответствующую информацию подтвердили. А вот к ЛДПР пока никаких подобных запросов не поступало, равно как и к «Единой России». Там, впрочем, готовы с легкостью отыскать в своих рядах идеальных глав по всем отраслям. Меньше всего рефлексии, как водится, у либерал-демократов. «У нас есть люди на любые должности. Мы считаем, что они будут уж точно не хуже, чем действующие министры, просто потому, что хуже уже некуда. Но пока переговоры не начались, оглашать наши предложения не имеет смысла», – рассказал «Известиям» вице-спикер Госдумы от жириновцев Игорь Лебедев.
 
Риторика же первого замсекретаря президиума генсовета «Единой России» Сергея Железняка была традиционно для партии власти напыщенной: «У нас в партии есть серьезный кадровый резерв, есть опытные профессионалы во всех основных отраслях социально-экономической жизни России. Это люди, которые обладают значительным управленческим и политическим опытом. Поэтому ряд наших коллег были бы прекрасными министрами». Интересно, что единороссам, если дележ портфелей при формировании нового состава правительства действительно состоится, придется-таки наступить на горло собственной песне и выступить в соревнованиях на равных: слишком нарочито власть нынче показывает свою отстраненность от некогда безусловного парламентского фаворита.
 
Между тем у «Справедливой России» есть не только намеренность как таковая участвовать в формировании нового правительства, но и конкретные имена. В списке, предложенном Кремлю, как сообщил газете источник в партии, есть лица, входящие в пресловутый кадровый резерв («президентскую тысячу», сформированную по инициативе Дмитрия Медведева), а именно депутаты Александр Четвериков, Александр Агеев и Александр Бурков. При этом справедливоросс счел маловероятным, что Кремль предложит всем представленным в списке претендентам именно должности глав министерств, «но на должности первых заместителей министра вполне можно рассчитывать», предположил собеседник.
 
Свои виды на персональный состав правительства есть и у коммунистов. В Белом доме им было бы приятно видеть доктора экономических наук Сергея Глазьева, заместителя председателя думского комитета по физической культуре, спорту и делам молодежи Юрия Афонина, а также Бориса Иванюженкова (комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии), Алексея Корниенко (комитет по вопросам собственности) и небезызвестного левого активиста, соорганизатора шествия и митинга «За честные выборы» Сергея Удальцова.
 
С ходу и не скажешь, что во всей этой истории интереснее и удивительнее – сам факт столь откровенного и даже беспрецедентного сближения Кремля с оппозицией или же то, что тема формирования нового кабинета министров начинает озвучиваться уже сейчас, за 20 дней до выборов президента, и так, как будто их результат уже предрешен: будет Путин и непременно в первом туре. Разумеется, социология представляет именно такой расклад в качестве наиболее вероятного, однако есть требования формальности, да и простого приличия.
 
Между тем сама по себе идея коалиционного правительства не нова. Кремль, прямо скажем, опоздал с инициативой. Ведь ранее кандидат в президенты от «Справедливой России» Сергей Миронов уже представил на суд свой список коалиционного правительства, позже его примеру последовал и Геннадий Зюганов...
 
Да, на самом верху сидят обычные люди, из плоти и крови, не супермены какие-нибудь. А атмосфера над политическим ландшафтом нынче нервная: знай только дергайся, успевай реагировать. До «креатива» ли в таких условиях?..
 
 Председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, лидер Движения развития Юрий Крупнов в беседе с обозревателем KM.RU к предлагаемой Кремлем новации отнесся скептически:
 
– Логика действий власти сведена к одной идее – Путин должен выиграть в первом туре. Все вбрасываемые в информационное пространство идеи имеют исключительно конъюнктурное значение и рассчитаны буквально на две недели.
 
Что же касается самой идеи «коалиционного правительства» – она, на мой взгляд, ложная, равно как и озвученная ранее идея создания «большого правительства». Она строится на том, что власти надлежит решать вопросы социальной стабильности в горизонтальной плоскости – договариваясь, сторговываясь, находя или не находя в конечном итоге консенсус. Все это, безусловно, имеет значение, однако основным критерием качества правительства должна быть именно дееспособность. А она определяется теми, кто в состоянии решать крайне сложные задачи, как текущие, так и особенно те, что неизбежно появятся у нас уже к этой осени, когда и мир, и Россия войдут в основную фазу глобального финансово-экономического кризиса. И на этом фоне все текущие разговоры про разного рода «горизонтальные» правительства выглядят какими-то несерьезными игрушками. Вместо того, чтобы строить качественно новое правительство с рядом министерств нового типа, среди которых ключевым должно стать министерство технологии и промышленного развития, власть размышляет над какими-то чисто конъюнктурными вопросами, вбрасывая их развлечения ради.
 
– Видите ли Вы среди членов оппозиционных партий тех, кто мог бы войти в состав этого «качественно нового правительства»?
 
– Естественно. Но эффективность того или иного специалиста не связана с его партийной принадлежностью: она определяется его дееспособностью. Вопрос в том, насколько конкретная персона готова возглавить конкретное направление. Сначала должна быть создана нормальная действенная структура правительства, потому что нынешняя структура во многом уже не отражает реалий, и нет никакой концентрации сил будущего правительства в очень сложной ситуации. Партийный принцип – это одно, а принцип, помогающий вытягивать Россию из той пропасти, в которой она может оказаться, – другое.
 
Понятно, что это все – демонстрация преобразований, но она представляет собой, по сути, лишь симуляцию. Поэтому я не считаю возможным для себя обсуждать этот вопрос на полном серьезе.
 
Виктор Мартынюк

Обсуждение в блоге Юрия Крупнова