Институт демографии, миграции и регионального развития

 +7 (985) 364-20-83    г. Москва, Брюсов пер., д. 11, стр. 1    idmrr@idmrr.ru

Нужна новая концепция российской боевой авиации

ПАК ФА: правда и мифы. Нужна новая концепция российской военной авиации

 Чуть более двух лет назад Россия подняла в воздух первый свой истребитель пятого поколения ПАК ФА. Дебют нового российского самолёта тогда показывали по всем телеканалам мира. Действительно, это был первый за 20 лет новый боевой самолёт с момента распада Советского Союза, который был сконструирован в России. Однако помимо радостных возгласов и рассказов о преимуществах нового самолёта, которые больше походили на пиар-компанию, появилось много аналитических статей профессионалов и экспертов, как в России, так и за рубежом, которые не так однозначно оценили российское ноу-хау. Бесспорно, то, что ПАК ФА поднялся в воздух и сейчас проходит заводские испытания – огромный успех для российской боевой авиации, однако оценка самолёта должна проходить в беспристрастном ключе, чтобы избежать ненужных мифов и легенд. Попытка такого независимого анализа приведена ниже.

ПАК ФА: что это?

Что же представляет собой ПАК ФА в своем законченном варианте? Во многих СМИ утверждается как аксиома, что Т-50 (другое название истребителя) первый, начиная с 80-х гг. прошлого века, принципиально новый самолёт для завоевания превосходства в воздухе, который имеет оригинальную аэродинамическую компоновку соответствующую всем требованиям технологии Stealth. Оказывается это не совсем верно. В ОКБ Сухого, согласно утверждениям старожилов этой фирмы, подобная компоновка рассматривалась ещё в те времена, когда о технологии Stealth в мире никто даже и не слышал. Было это в далёком 1974 г. Тогда в «сотом» отделе (отделе общих видов) была проработана так называемая «подмышечная» компоновка Су-27, которая носила название Т10/12. Правда, дальше чертежей дело не пошло, но, несмотря на это, именно она легла в основу Т-50. Поэтому говорить о революции в аэродинамической компоновки явно не приходится. Она, вопреки утверждениям, пришла как раз из советского задела. Кстати, экземпляр самолёта Т-10 (индекс Су-27) сейчас может увидеть любой желающий в Центральном музее ВВС Монино. Если всмотреться, то старый Т-10 внешне схож с Т-50 значительно сильнее, чем с серийным Су-27.

Другой интересный момент – это внутренняя начинка самолёта. Как известно, на данный момент ПАК ФА оснащён рядом нештатных систем, а некоторые системы на нём вообще отсутствуют (РЛС, например). И если отсутствие РЛС при прохождении первых заводских испытаний еще можно как-то понять, то наличие на самолёте нештатного двигателя 117М (который делался для Су-35) наводит на определенные сомнения. Более того уже официально объявлено, что программа ПАК ФА будет разбита на два этапа. На первом, якобы, будет создаваться Т-50 с двигателем 117М, со многими системами (включая РЛС) от серийного истребителя Су-35. А в 2012 г. или в 2013 г. уже планируется вывести на испытания полноценный истребитель со всеми штатными системами и «сатурновским» движком под таинственным названием «Изделие 129». При этом совершенно непонятно, какой самолёт (первого или второго этапа) планируется поставить в серию в 2015 г.

Всё это выглядит более чем странно, особенно на фоне сообщений, что лишь в 2016 году будет разработан первый опытный образец авиационного двигателя нового поколения для ПАК ФА, как об этом сообщил в начале февраля гендиректор Объединенной промышленной корпорации «Оборонпром» Андрей Реус. То есть, получается, в серию самолёт пойдет со старыми движками, которые сейчас стоят на Су-35?

Вообще истребитель, как сложный оружейный комплекс, чтобы называться машиной пятого поколения должен иметь в наличии все системы того же пятого поколения. Иными словами истребитель Т-50, который сейчас проходит испытания, это не самолёт пятого поколения, это, грубо говоря, непонятно что. Его характеристики скорее всего будут даже несколько хуже, чем у того же Су-35, который относят к поколению 4++. Единственно, что радиозаметность новинки будет несколько меньше за счёт специальной аэродинамической компоновки и спецпокрытия, если конечно оно будет нанесено. Что касается двигателей 117М, которые судя по всему еще и барахлят, если судить по происшествию с ПАК ФА на МАКСЕ 2011, то с ними отечественный «Стелс» не сможет выходит на сверхзвук без форсажа.

Да и из-за недостаточной тяговооружённости его сверхманевреннность тоже под большим вопросом. Наконец без нового БРЭО ПАК ФА не сможет эффективно бороться с американскими самолётами-невидимками (а это одна из его основных задач). Кроме того, установка РЛС «Ирбис» от Су-35 заставит использовать и ракетное вооружение от этой машины, которое, конечно, тоже не способно обеспечить решение задач, возлагаемых на истребитель пятого поколения.

Встаёт вопрос, какой смысл испытывать самолёт при отсутствии штатного оборудования и авионики, некоторые компоненты которых еще даже не изобретены? И хотя многие «авиационные обозреватели» утверждают, что эта машина позволит, не дожидаясь готовности штатного двигателя и других систем, провести большую часть испытаний новой машины, всё это выглядит, по меньшей мере, смешно. С технической точки зрения взять и заменить в самолёте один двигатель на другой не так то просто и это может повлечь серьезные последствия. При таком раскладе может поползти уже всё - от центровки машины до её геометрических размеров и компоновки.

Перспективы создания нового двигателя также весьма неопределённые. Когда-то на НПО «Сатурн» велись работы над мотором пятого поколения АЛ-41Ф с максимальной тягой 20 т. под миговский вариант истребителя МФИ 1.44, однако его, как, собственно, и сам самолёт, так и не довели до ума. Но даже если работа пойдет полным ходом, на разработку, отладку и постановку в серию нового мотора потребуется далеко не один год. Тут не то, что к 2016, можно и к 2020-му продолжать гадать на кофейной гуще.

По мнению экспертов, единственное, что в «Сатурне» попытаются сделать – так это разогнать двигатель 117М (вариант проверенного АЛ-31Ф) до максимальной тяги в 17 т. Тем более, что это возможно. Но это, в свою очередь может привести к падению всего комплекса лётных характеристик Т-50 и окончательно сделает его крылатой машиной, которую никак нельзя будет причислять к пятому поколению.

Не лучше обстоит дело и с другими системами для ПАК ФА. Например, проектирование БРЛС с АФАР НИИП им. Тихомирова не один год вёл за счёт собственных средств. Как сегодня обстоит дело с финансированием этой работы, непонятно. Будут ли выдержаны сроки по её испытаниям и серийному производству? Ответить сложно. Если у наших предприятий и есть в этой области неплохой задел, то едва ли они сумеют уложиться в очень сжатые сроки, которые определены им для постановки их систем в серию.

Еще эксперты обращают внимание на нарушенную интегральность самолёта. У самолета наблюдаются большие потери подъемной силы на балансировке вокруг центра тяжести. Это еще один аргумент в пользу того, что важнейшего параметра истребителей нового поколения – крейсерского сверхзвука, или по другому – экономичности на сверхзвуке – нашему новому истребителю достичь вряд ли удастся.

Не вызвало российское изобретение особых восторгов и за рубежом. В частности в одном из номеров Combat Aircraft один из ведущих международных экспертов в области военной авиации Джон Лейк дал свой независимый взгляд. По его мнению, компоновка нового истребителя сделана нашими конструкторами не с нуля, а представляет собой вариант Су-27, что уже отмечалось выше. Он также сомневается, что, будучи на 75 % собранным из титана (то есть, имея достаточно невысокий процент использования в качестве конструкционных материалов композитов и углепластиков), Т-50 будет обладать столь же низкой степенью радиозаметности, как и F-22. Но самое главное на западе сомневаются в утверждениях российских спецов о том, что на самолёте будет использовано современное электронное оборудование. Сомневаться в этом будет любой мало-мальски грамотный человек, знающий, что российская электронная промышленность в последние 20 лет практически перестала существовать и не в состоянии выпускать не то что «высокопроизводительные процессоры», но и значительно более простые вещи. Наконец такого рода технологии очень сложные в эксплуатации. Даже у американцев возникают регулярные проблемы с бортовым компьютером на F-22, начиная от перезагрузки операционной системы при пересечении линии дат, до выключения движков при бомбометании. Непонятно только зачем наши официальные лица делают столь помпезные шапкозакидательские заявления? Опять дешевый пиар.

Что касается озвученных на самом верху сроков запуска в серийное производство, то их Лейк считает совершенно нереальными. Экспортные перспективы Т-50, по мнению эксперта, тоже не очень впечатляют. И дело даже не в том, что самолёт будет плох или на него не будет спроса, а потому, что российская авиапромышленность просто не сможет выпускать такой самолёт достаточно большой серией, не сможет соблюсти график поставок по заключённым контрактам, не говоря уже об обеспечении уже выпущенных машин качественной технической поддержкой и запчастями. Это особенно актуально на фоне заявлений официальных лиц, о том что, якобы, к 2050 году будет произведено более 1 тыс. таких машин. А учитывая то, как у нас выполняются обещания о выпуске гражданских самолётов, то всё становится сразу понятно. Очередной миф.

Из всего вышеперечисленного напрашивается неутешительный вывод. Спроектировать самолёт мы можем, можем даже построить несколько экземпляров, и хорошо его пропиарить, а вот поставить его в серию (а значит, серийно выпускать двигатели, авионику и оружие надлежащего качества для него) весьма сомнительно.

Какой истребитель пятого поколения нам нужен?

Как известно любое оружие проектируется, испытывается и затачивается под определенную конкретную цель. Эту цель или потребность в каком-либо виде оружия, во всех странах мира определяется её военной доктриной. В этой связи легко понять, зачем истребитель-невидимка нужен американцам - чтобы подбивать под себя глобальное мироустройство любыми средствами вплоть до военных. Об этом свидетельствуют многочисленные локальные войны, затеянные ими в последние два десятка лет. Соответственно, истребителям-невидимкам (истребителям пятого поколения) нужно будет сопровождать свои бомбардировщики и завоёвывать господство в воздухе. Иными словами, это самолёты затачивались под нападение. Зачем же самолёт-нивидимка нужен России, стране, которая, согласно нашей военной доктрине, ни на кого нападать не собирается. Из уст руководства нашей страны можно услышать: они нам нужны для достижения паритета с Америкой. То есть, по их мнению, наш Т-50 - это адекватный ответ на создание американцами истребителей типа F-22 и F-35. Адекватный ответ на какое-либо действие это вовсе не совершение такого же действия, а это комплекс мер, который сделает исходное действие бесполезным. В советские времена на создание американцами авианосцев Советский Союз отвечал ассиметрично – создавал тяжелые атомные крейсера с противокорабельными ракетами, а также тяжелые стратегические бомбардировщики. Представляется, что в нашем случае адекватным ответом на создание американцами F-22 будет вовсе не создание такой же по характеристикам машины, а разработка истребителя, способного эффективно уничтожать заокеанский Raptor, то есть истребителя истребителей пятого поколения, а делать самолёт, аналогичный F-22, попросту бессмысленно. В этой связи основная ставка должна делаться на защиту, но никак не нападение.

Самое главное для такой машины: она должна иметь БРЛС, способную «засекать» самолёты-невидимки и качественные ракеты системы воздух-воздух, способные сбить противника. Кстати, европейцы выбрали именно такой вариант развития своей истребительной авиации. Они не собираются, да и не могут уже финансово вкладывать миллиарды в новую «игрушку». Вместо этого на большинство европейских новейших истребителей, таких как Eurofighter и Dassault Rafale, планируется в будущем установка радаров, способных «засекать» невидимки, что без лишних хлопот превратит эти машины в самолёты противостелсовой борьбы. Как говориться, «дешево и сердито». России в условиях её границ и исконной исторической направленности Вооруженных Сил на оборону, лучшим вариантом было бы идти именно по такому пути.

К сожалению, сегодняшняя стратегия закупки и проектирования вооружений в России не всегда адекватно отражает потребности самой страны в этих вооружениях. ПАК ФА может стать жертвой этой политики, а при наличии существующих проблем в авиационной отрасли, «эффективного менеджерства», которые тщательно завуалируются красочным пиаром в СМИ, перспективы отечественного истребителя пятого поколения выглядят весьма неоднозначно. Безусловно, ПАК ФА – успех отечественного авиастроения, но какой это успех – настоящий или мифический? Думается, что время всё расставит на свои места.

Источник: Проектное государство, 19 февраля 2012 г.

Обсуждение в блоге Юрия Крупнова