Институт демографии, миграции и регионального развития

 +7 (985) 364-20-83    г. Москва, Брюсов пер., д. 11, стр. 1    idmrr@idmrr.ru

Технологическое перевооружение промышленности

АУДИОЗАПИСЬ ПРОЕКТНОЙ СЕССИИ
 
 Заявляемые руководством страны программы по закупке военной техники в ближайшие 10 лет на сумму 23 трлн рублей и другие действия по стимулированию машиностроения в ситуации практически стопроцентного морального и физического износа оборудования, производственных линий и станкоинструментальной базы вплотную ставят вопрос о тотальном технологическом перевооружении отечественной промышленности и делают российский рынок станков, инструментов, оснастки и технологий в целом едва ли не самым привлекательным в мире.
 
 Первые шаги для организации такого рынка уже сделаны. В целях защиты интересов российских разработчиков и производителей технологий принято Постановление Правительства РФ от 07.02.11 №56, принята и уже реализуется Подпрограмма "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011 - 2016 годы с многомиллиардным финансированием на проведение НИР и ОКР, о котором ещё несколько лет назад трудно было и мечтать.
 
Тем не менее, по мнению большинства специалистов, существующая практика управления сферой станкостроения не только не способствует эффективному перевооружению, но и прямо стимулирует коррупцию и крайне неэффективные решения, что на практике ведёт как к деградации российского машиностроения, так и к захвату отечественного станкоинструментального и технологического рынка иностранными корпорациями.
 
 В осуществляемых ныне закупках отсутствует стратегическая научно-техническая и экономическая политика. Превалирует бессистемная, хаотическая закупка импортной техники.
 
Предприятия предоставлены сами себе в условиях, когда в результате двадцатилетней деградации ими утрачена способность проектировать комплексные решения. Принятая практика проведения «перманентных» тендеров на отдельные единицы оборудования вне задач создания перспективных технологических систем лишает российские заводы возможности выигрывать эти конкурсы.
 
 Всё это может привести к тому, что правительство Российской Федерации, оплатив за десять лет из своего бюджета около 20% всего мирового станкостроения, на выходе поддержит иностранных станкостроителей и получит полную технологическую зависимость от них, уничтожив собственное станкостроение.
 
Необходимо переломить ситуацию и предложить новую систему управления сферой, стратегии, проекты и планы технологического перевооружения российской промышленности, создания новой национальной промышленной системы России.
 
 
На проектной сессии ведущие специалисты и эксперты обсудили обозначенную проблему и дали оценку двум ключевым технологиям управления станкостроением, отсутствующим в практике государственного управления сегодня:
 
 1. Стратегический план технологического перевооружения промышленности, агрегированный по всем ведущим отраслям промышленности. Сегодня государство оплачивает 80 – 90% затрат на закупку оборудования, и при этом самоустранилось от проведения промышленной и технологической политики. Что представляется странным.
 
2. Типовой проект перевооружения предприятия. Целевыми показателями проектов должны стать интегрированные показатели по предприятию: себестоимость единицы продукции, производительность труда на одного работника, класс произведенной продукции. Эксплуатационные характеристики: стоимость всего жизненного цикла закупленного станка, включая ремонты и обслуживание. Показатели технологической безопасности: где создаются критические технологии, примененные в станке – на территории страны, или за рубежом. Показатели качества управления: применение автоматизированных систем проектирования, 3Д-прототипирование и моделирование, многоуровневые системы управления предприятием «от управленческих планов руководства до управления станком».
 

 Участники проектной сессии:

КРУПНОВ Юрий Васильевич - председатель Движения развития, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития;
 
БЕЛОВА Наталья Александровна - директор Института демографии, миграции и регионального развития;
 
ПУРЫЖИНСКИЙ Денис Сергеевич - директор программы и портала Проектное государство;
 
ЦЫМБАЛ Олег Александрович - заведующий лабораторией Института демографии, миграции и регионального развития;
 
ПАНИЧЕВ Николай Александрович - председатель Совета директоров Ассоциации "Станкоинструмент";
 
 САМОДУРОВ Георгий Васильевич - президент Ассоциации "Станкоинструмент";
 
ВЕТРОВ Сергей Иванович - генеральный директор «Красный пролетарий»;
 
ЧЕРНЯВСКИЙ Сергей Александрович - академик Академии им. Циолковского, заместитель начальника отделения ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» Федерального Космического Агентства;
 
БРОЖЕНКО Владимир Васильевич - заместитель председателя общественной организации «Ветераны Генерального штаба»;
 
 ПЕТРОВСКИЙ Анатолий Николаевич - проректор МИФИ;
 
СОСЁНУШКИН Сергей Евгеньевич - к.т.н., ст. преп. кафедры "Информационные системы" МГТУ "Станкин";
 
ЗАЙДФУДИМ Павел Хаскельевич - заместитель генерального директора Института Микроэкономики;

ТУРАНОВА Екатерина Геннадьевна - научный сотрудник Института демографии, миграции и регионального развития;

 ПАЛАГИН Александр Александрович - научный сотрудник Института демографии, миграции и регионального развития; 

БЫКОВ Павел Антонович - аспирант МГТУ им. Баумана, кафедра МТ-1;
 
ЛЕОНОВ Владимир Васильевич - представитель Совета народно-патриотической коалиции Леонида Ивашова;
 
НОВИКОВ Андрей Сергеевич - генеральный директор ЗАО «ТЕХНОИНТОРГ инвест»;
 
 ПЕТРУШИН Александр Дмитриевич - генеральный директор «Каспийская контейнерная линия»;
 
ЖИГАЛОВ Дмитрий Викторович - генеральный директор ООО «Аргументум»;
 
САФОНОВ Алексей Александрович - начальник отдела сопровождения проектов ООО "КроСистем";
 
 КОНШИН Александр Дмитриевич - председатель Совета старшин Московского купеческого общества;
 
ПАНТЕЛЕЕВ Борис Андреевич - аналитик;
 
КОЖЕМЯКИН Ярослав Александрович - юрист;
 
ДМИТРИЕВА Мария - корреспондент журнала РИТМ (член и информационный партнер ассоциации "Станкоинструмент");
 

Дополнительная информация: proektnoegosudarstvo@gmail.com

Проектная сессия прошла в рамках проектов развития:

№50 Национальная промышленная система России; №84 Производство сверхстоимости, №83 Новый российский ВПК; №105 Достойный труд; №140 Перевооружение промышленности – новое российское станкостроение; № 22 Седьмой технологический уклад; № 170 Сеть кластеров промышленного развития
 

Материалы по проектной сессии: