Институт демографии, миграции и регионального развития

 +7 (985) 364-20-83    г. Москва, Брюсов пер., д. 11, стр. 1    idmrr@idmrr.ru

Новый Средний Восток против Большого Ближнего Востока

Новый Средний Восток против Большого Ближнего Востока – возможности для России

 Обвинениями в бездарности действий по центральноазиатскому направлению в адрес России давно никого нельзя удивить. Ни Центральная Азия, ни Средний Восток не заняли в российском внешнеполитическом курсе места, которое отражало бы важность этих регионов для безопасности и развития России.
 
Такая неопределенность проявляется даже в терминологии. Понятие «Центральная Азия» можно трактовать по-разному: по определению, предложенному Н. Назарбаевым, это советская Средняя Азия и Казахстан; согласно ЮНЕСКО, регион включает еще Монголию и западную часть Китая; другие исследователи включают в границы Центральной Азии наряду с пятью бывшими советскими республиками Синьцзян, юг Сибири и север Афганистана.
 
Формирование продуманной стратегии в отношении огромного пространства, включающего территории от южных регионов Сибири до севера Индии, требует четкого геополитического оформления. Показателен в этом смысле пример США, которые активно занимаются конструированием искусственных макрорегионов, таких как Большой Ближний Восток.
 
Проект Большого Ближнего Востока - региона, включающего страны Персидского залива, Среднего Востока, Средней Азии, Кавказа и Северной Африки, - появился более 30 лет назад. Он очертил сферу геополитических притязаний Соединенных Штатов и задал направление американской внешней политики в регионе на несколько десятков лет.
 
Вторжение в Ирак и Афганистан в начале третьего тысячелетия, вирус арабских революций – всего лишь инструменты структурации пространства от Марокко до границ Индии и Китая в соответствии с американскими геополитическими интересами. США весьма успешно постепенно устанавливают контроль над территорией макрорегиона, наращивают военное присутствие и приближаются к границам России за счет активного продвижения последних лет на центральноазиатском направлении.
 
На примере Ирака и Афганистана видно, какая судьба ждет Центральную Азию как часть Большого Ближнего Востока, если не будет предложен иной, позитивный сценарий развития региона.
 
С российской стороны ответом деструктивным последствиям оформления Большого Ближнего Востока может стать создание нового макрорегиона – Нового Среднего Востока, объединяющего территории от юга Сибири до северной Индии и Персидского залива. Он станет ядром евразийской интеграции и полем эффективного сотрудничества для России, Индии, Китая, Ирана, Афганистана, Пакистана, Монголии, Казахстана, Туркмении, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана и Турции.
 
Ключевое положение, определяющее идею Нового Среднего Востока, - отказ от геополитических игр и переход к открытому диалогу между странами региона. Создание единого геоэкономического и геокультурного пространства обеспечит стабильность входящих в него стран и не потребует ввода вооруженных сил и размещения военных баз.
 
Макрорегион в обозначенных границах позволит решить ряд важнейших проблем, требующих межгосударственной кооперации: создание разветвленной региональной транспортной системы, единой энергетической сети, обеспечение равного доступа к водным ресурсам.
 
В рамках строительства Нового Среднего Востока удастся решить проблему возрождения государственности Афганистана за счет проведения первичной индустриализации и замены наркоэкономики принципиально иной социально-экономической моделью. Это позволит устранить наркотическую угрозу, которая является причиной дестабилизации и криминализации стран региона вокруг Афганистана. Восстановленный Афганистан будет включен в транспортно сеть, которая свяжет Сибирь с Аравийским морем и Персидским заливом и обеспечит связанность региона.
 
Реализация проекта даст импульс формированию единого экономического пространства, общего рынка на 400 миллионов человек, процесс создания которого запущен в рамках Таможенного союза.
 
Идеологическим основанием строительства макрорегиона должен стать принцип ненасильственного экспорта развития в противовес «демократическим идеалам», которые «на штыках» приносят Соединенные Штаты. Стабильное развитие – единственное, чем Россия и ее соседи смогут защититься от последствий новой волны глобального экономического кризиса и минимизировать потери. Сегодня же, в условиях процветания наркобизнеса, засилья военного контингетна НАТО и частных военных компаний в регионе ни о какой стабильности говорить не приходится.
 
Для России проект Нового Среднего Востока – лучший способ не допустить «отрыва» Центральной Азии от РФ, к которому стремятся США, фрагментации и деградации евразийского пространства. Принцип «развиваться самим, развивая других» исторически близок и понятен России, его реализация через строительство Нового Среднего Востока станет основой взаимовыгодного сотрудничества и процветания стран региона.
 
Екатерина Туранова
Источник: Проектное государство, 1 марта 2012 г.