Институт демографии, миграции и регионального развития

 +7 (985) 364-20-83    г. Москва, Брюсов пер., д. 11, стр. 1    idmrr@idmrr.ru

Юрий Крупнов: В Евразийский союз мы должны втянуть Иран, Турцию, Пакистан и Афганистан

"В Евразийский союз мы должны втянуть Иран, Турцию, Пакистан и Афганистан"

В правительстве России обсуждают проект главы ФСКН Виктора Иванова о создании Российской корпорации сотрудничества со странами Центральной Азии. Согласно этому проекту, предлагается реализовать ряд инвестиционных проектов на территории государств Центральной Азии с целью минимизации наркотрафика и нелегальной миграции. По мнению авторов идеи, реализация ряда проектов, которые имеют своей целью рост экономики в этих странах, приведет к тому, что люди будут востребованы в своих странах, а это снизит социальную напряженность в регионе. Эксперт Накануне.RU уверен, что в случае успешной реализации этот проект не только позволит решить наиболее "шумные" проблемы, но и приведет к глобальным геополитическим изменениям.
 
В рамках проекта Корпорации сотрудничества предполагается реализовать несколько проектов, среди которых: получение контроля над среднеазиатскими ГЭС; птицеводство; "высокотехнологичная" промышленная сборка в Средней Азии. Помимо этого есть проект "Водно-энерго-продовольственная безопасность Средней Азии" согласно которому предполагается, в частности, восстановить советскую систему снабжения энергоресурсами региона, дополнив ее новой – Среднеазиатской АЭС и водопроводом Южная Сибирь – Ферганская долина из Тобола. Помимо этого, упоминается создание современного университета на 50 тыс. студентов. Предполагается, что 51% уставного капитала будет принадлежать РФ, а 49 – госкорпорациям и, в перспективе, азиатским партнерам.
 
 Этот проект – единственный действенный способ для решения многих российских проблем, в том числе и борьбы с афганским наркотрафиком. При этом, он позволит создать базис для реализации Евразийского союза, а также усилит Россию в геополитическом плане. Об этом Накануне.RU рассказал председатель Движения развития, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.
 
- В СМИ сегодня обсуждают предложение главы ФСКН Виктора Иванова о создании Корпорации сотрудничества со странами Центральной Азии, которая будет заниматься инвестициями в регион, чтобы снизить там социальную напряженность, которая экспортируется в Россию в виде мигрантов. Как Вы оцениваете такую идею?
 
- Во-первых, это единственная реалистичная идея по серьезному пресечению наркотрафика из Афганистана. Без кардинального подъема экономики в Центральной Азии никакого серьезного перелома с планетарным центром наркопроизводства не произойдет. Это первый момент. И второй момент: все проблемы, которые на сегодня есть в России в наиболее шумном виде, та же проблема нелегальной миграции, та же проблема дестабилизации и экспорта нестабильности, без подъема экономик Центральной Азии решаться не будут. Поэтому, реализация совместных с центральноазиатскими республиками проектов развития является единственным решением большинства существующих проблем. И, наконец, третий момент: создание такой системы впервые позволит идеологическую, декларативную пока форму Евразийского союза поставить на прочную и экономическую, и идеологическую основу.
 
- И этот проект станет базисом для дальнейшего развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве?
 
- Конечно. Вот, например, такой момент: часто сетуют на то, что Украина плохо включается в наши интеграционные проекты. У меня есть ответ на этот вопрос и я его озвучиваю уже несколько лет. Украина крайне быстро сменит свои подходы и ориентации после того, как она увидит не рейдерские, не примитивно-захватнические действия России на территории Центральной Азии. Как только мы в Центральной Азии совместно с государствами региона начнем выстраивать проекты совместного развития, я гарантирую, что позиция Украины крайне сильно изменится. То есть, это не только Центральная Азия – ключевое направление интеграции, но это и инструмент того, как вообще заложить плацдарм под Евразийский союз.
 
- В проекте заявлены инвестиции в 2 млрд. руб. Насколько они соответствуют тем проектам, которые были анонсированы?
 
- Абсолютно этой суммы не достаточно, и она, по сути, смехотворна. Я хочу напомнить, что я в самые "тучные годы" – 2005-2006 годы, предлагал средства, которые идут в стабилизационный фонд и которые "стерилизуются" для недопущения инфляции внутри Российской Федерации, средства в размере миллиардов долларов направлять на проекты совместного развития с Центральной Азией. Большая ошибка, что этого не было сделано. Напомню, что в эти "тучные годы", например, в 2006 году, только за неделю в золотовалютные резервы поступало около $4-6 млрд. Недельную "заначку" не отправить на развитие критически значимой и для России и для всей Евразии Центральной Азии – это, по сути, просто головотяпство. Поэтому сегодня необходимо исправлять те ошибки и строить Евразийский союз, прежде всего, здесь.
 
- Помимо экономических проектов, речь идет о создании крупного университета на 50 тыс. мест. Сможет ли он обеспечить потребности региона в высокопрофессиональных специалистах, или станет первым шагом к восстановлению системы высшего образования в регионе?
 
- Насколько я понимаю, речь идет не только об учреждении в таком традиционном виде, хотя напомню читателям вашего замечательного ресурса, как раз из Свердловской области, с Урала, идея такого университета – Большого евразийского университета продвигалась еще 3-4 года назад. Дело не в каком-то одном кампусе, а дело в том, что в уже существующей, по сути, потоки образования Центральной Азии, в Томск, прежде всего, в Новосибирск, в Москву, чтобы эти потоки усилить и выделять больше бюджетных мест на образование, как в программах высшего профессионального образования, так и среднего профессионального образования, то есть того, что раньше называли техникумами. В этом плане – это одна сторона. А другая сторона такой образовательной программы – это то, что нам надо идти на создание профессиональных училищ в самих государствах Центральной Азии с нашей существенной поддержкой и финансированием. Вообще, образовательный процесс – один из основных в процессе интеграции. Казалось бы, что нет громадных материальных, проектов, типа гидроэлектростанций и т.д., но для нашей реинтеграции, для создания новой большой страны образовательный профиль, и 50 тыс. студентов здесь – нормальный показатель, имеет гигантское значение.
 
- Что касается проектов, в проекте указывается, что уровень зарплат в регионе в разы меньше, чем в Китае, Юго-Восточной Азии, в Турции, а значит можно выстраивать конкурентоспособное высокотехнологичное сборочное производство, так же как это было в Китае. Как Вы к такому решению относитесь?
 
- Мне кажется, это абсолютно правильно. Вообще, вот то, что мы продвигаем, наше "Движение развития", уже несколько лет – мы считаем, что задача новой индустриализации в России должна делаться на совсем другой основе, по сравнению с 1930-ми годами. Мы должны выстраивать одновременно 3 вида индустриализации – первичную, вторичную и третичную. Если, например, Афганистану, в том числе, в целях борьбы с наркопроизводством, мы должны помогать организовывать первичную индустриализацию, прежде всего, через электрификацию, то для нас самих необходима уже третичная индустриализация, с базированием на умной экономике, на хайтеке, на всем том заделе, который был сделан в прошлом веке.
 
Для Центральной Азии – государств бывшей советской Средней Азии, речь должна идти о вторичной индустриализации, о создании современных индустрий. Поэтому непонятно, почему мы должны рынки рабочей силы, рынки товаров промышленных отдавать иностранным государствам, а не нашим братским народам.
 
- Какими будут геополитические последствия в результате реализации такого проекта, если он будет запущен?
 
- Это будет кардинальная трансформация всей геометрии современной мировой политики. Я так понимаю, что Владимир Путин, который сегодня избран подавляющим числом голосов, таким образом, готовит себе инструмент для реализации задач построения Евразийского союза, то есть возникновения на развалинах СССР нового цивилизационного единства при сохранении суверенитета государств, и это большой "подарок" для таких "заклятых друзей" России, как, например, тот же Бжезинский. Поэтому, помимо важнейших экономических задач, это должно решать проблемы мировой политики и геополитики России. Поэтому мне кажется, что Путин создает такой уникальный инструмент.
 
- Последует ли за этим сближение с последним независимым центром силы в этом регионе – Ираном?
 
- Я так понимаю, что когда читаешь слова "Центральная Азия", следует их понимать значительно шире, чем то, что сегодня стандартно понимается, как бывшие государства Средней Азии, да еще без Казахстана. Конечно, речь идет и о Пакистане, и об Афганистане, и об Иране. Более того, мы, конечно, должны будем сюда – просто жизнь заставит – включать и Турцию – крайне необходимого партнера для того, чтобы создавать серьезное евразийское единство. В этом плане очень важный пункт – когда мы говорим "Евразийский союз", то в голове появляется унитарное государство, в голове – СССР. Мы представляем себе, во-первых, унитарное государство, а во-вторых, со строго определенными границами бывшего СССР на карте мира. Но мне кажется, что идея Путина значительно шире, и в Евразийский союз вполне могут быть включены и Пакистан, и Афганистан, и Иран, и Турция.
 
- А сами государства знают о том, что они войдут в Евразийский союз или речь об этом может пойти в какой-то перспективе?
 
- На самом деле, бизнесы всех этих государств имеют гигантское тяготение к сотрудничеству с Россией и только некоторая усталость нашей дипломатии, скажем так, не позволяет подхватывать эти инициативы Большой Центральной Азии. Я был в Иране два месяца назад, встречался с крупными бизнесменами, они предлагают десятки просто шикарных по выгодности проектов для России. В Узбекистане идут гигантские тендеры, например, по энергетике – на $ 4 млрд на ближайшие 10 лет. Но проблема в том, что наши корпорации, так же, как и наша дипломатия, видят только "слепое пятно". Это регион является "слепым пятном". На это есть некие, с одной стороны, понятные причины, но с другой стороны – это, во многом следствие инерции восприятия. Времена поменялись и они поменялись уже года три-четыре назад. А сегодня мы можем просто не поспеть за ситуацией, тем более, в условиях глобального финансового кризиса, когда без выстраивания, такого рода, союза вот это кризисное цунами может просто нас похоронить.
 
- Но, в то же время, России будет нужно учитывать определенное обострение отношений с США, которые активно присутствуют в этом регионе сейчас?
 
- Никакого обострения не будет, поскольку Соединенные Штаты часто по-хамски ведя себя в Центральной Азии, не говорю уже про Афганистан, они опираются на отсутствие внятной позиции России. Как только появляется внятная позиция России, как пример, недавняя ситуация в Вене, когда так называемой "Центральноазиатской антинаркотической инициативе" Соединенных Штатов Америки было противопоставлено консолидированное мнение России и центральноазиатских государств. Как только появляется ясная, четкая, объективная и обоснованная позиция России, то Соединенные Штаты быстро занимают положенное им место.
 
Сергей Табаринцев-Романов
Источник: Накануне.ру, 7 марта 2012 г.

Обсуждение в блоге Юрия Крупнова