Институт демографии, миграции и регионального развития

 +7 (985) 364-20-83    г. Москва, Брюсов пер., д. 11, стр. 1    idmrr@idmrr.ru

Москве нужен информационный повод по Закавказью

Москве нужен информационный повод по Закавказью

 После прихода к власти В. Путина, эксперты поставили вопрос о трансформации внешнеполитической стратегии России на постсоветском пространстве - сохранятся ли договоренности с прежними партнерами, и что ожидать от реакции на новые вызовы и угрозы, идущие из различных регионов территории бывшего Союза.
 
На повестке дня особенно остро вновь стоит вопрос Нагорного Карабаха. В Армении в очередной раз поднялся вопрос о признании со стороны официального Еревана НКР, что повлечет за собой череду событий. Стоит отметить, роль Франции в этом процессе, которая на законодательном уровне приняла законопроект, вменяющий наказание за отрицание геноцида армян со стороны Османской Империи.
 
Внешнеполитическая конъюнктура готовится к изменениям. Франция всеми силами пытается отодвинуть Турцию на второй план, США готовят проект по Ирану, Азербайджан выжидает, при этом поднимая вопрос о новом названии страны - Северный Азербайджан. Что касается еще одного игрока Южного Кавказа - Грузии - Тбилиси активно налаживает связи с Арменией и Азербайджаном, как бы стремясь замкнуть цепь событий на себе, вытеснив при этом Россию, которая, стоит отметить, после событий 2008 года, так и не закрепили свои позиции в Абхазии и Южной Осетии.
 
Весенние события в регионе Южного Кавказа несомненно ознаменуются чередой акций протеста (в Азербайджане уже прошел митинг с лозунгом "нам нужен Карабах, а не Евровидение"), а также дискуссиями вокруг МГ ОБСЕ, которая после принятого Францией законопроекта уже не может выполнять традиционные функции.
 
В принципе, о неэффективности МГ ОБСЕ уже не раз высказывались как международные эксперты, так и прямые участники нагорно-карабахского конфликта. Азербайджан и Армения продолжают освещать в информационном поле нарушения на линии соприкосновения войск, упрекая друг друга, а посредники не могут предложить ничего конкретного.
 
России стоит предупредить надвигающиеся события, поскольку дестабилизация обстановки на Южном Кавказе в этом году может повлечь уже серьезные последствия, в отличии от событий прошлого года. Поэтому, Москве необходимо инициировать новую группу по замороженным конфликтам Закавказья, где не повестке дня будет стоять вопрос Нагорного Карабаха, положение Южной Осетии и Абхазии.
 
За последнее время накопилось достаточное число информационных поводов по данным проблемам, которые необходимо тщательно проанализировать и найти если не решение, то проект, который в перспективе успокоит государства региона на продолжительное время, тем более, что мотивация сплотится уже присутствует - дело не в событиях арабском мире, которыми на протяжении длительного времени пугают страны постсоветского пространства, дело во внутренних процессах региона - потенциальный финансовый кризис, который может обрушить социально-экономическое положение, что неминуемо повлечет за собой всплеск оппозиционной активности, а это уже будет поводом для вмешательства "третьего" или "третьих", которые во имя прав человека будут насаждать "правильное устройство государства".
 
Российская инициатива по созыву новой группы по замороженным конфликтам в регионе Южного Кавказа должна будет исходить из необходимости включить в первую очередь представителей стран Закавказья, выводя на первый план молодых представителей элиты. Ведь сложившаяся в рамках постсоветской демократии традиция фактической преемственности власти ставит под вопрос будущее стран после ухода нынешнего лидера. И эта "ахилесова пята" будет дорого стоить в случае ее использования.
 
Война - это не решение проблемы, но и бесконечные переговоры не вызывают ничего, кроме очевидного раздражения. США, ЕС, Турция, Иран - игроки, которые имеют свои интересы в регионе Закавказья, и дело не только в энергетических аспектах или геостратегических, дело в потенциальном восстановлении влияния России. И этот страх Запада трансформируется в информационные потоки, которые запугивают и страны постсоветского пространства, между тем, России необходимо дать понять, что ее влияние на процессы в регионе - это не имперские амбиции, а геополитический проект на развитие.
 
Итак, перед Москвой стоит сложная проблема - территориальные конфликты Южного Кавказа и потеря своего авторитета, как модератора по урегулированию поставленных задач. Поэтому, стоит пустить в ход достаточно успешный проект В. Путина - Чечня - страна, которая после длительных войн теперь выходит на новый виток развития. И можно до бесконечности спорить о цене таких преобразований, суть остается.
 
Если нет возможности договорится о взаимовыгодном решение территориальных конфликтов, значит стоит активно оттаскивать интерес общественности от этой проблемы, снижая ее остроту. США ведут свою идеологическую политику, используя ключ прав человека, это неплохой ход и России надо через это начать создавать условия по реализации прав человека на саморазвитие.
 
Нужные Центры по восстановлению и усилению экономических показателей страны, усиление русского языка, сеть рекрутских агентств и рабочие места. Запуск новой группы по замороженным конфликтам даст повод для новых размышлений и выведет страны из порочного круга замкнутых идей. Это создаст основу для новых интеграционных проектов, ведь по сути, самое актуальное решение территориальных споров на сегодняшний день - это перенос их в плоскость объединений.
 
Отход от политики многовекторности, от принципа - у соседа проблемы, значит я стану сильней - повлечет новую главу в истории геополитики. При этом не стоит полагать, что страны Запада будут благосклонно смотреть на такой процесс. Будут новые вбросы как в информационное пространство, так и во внутренне политическую обстановку стран, нацеленные на дестабилизацию. Поэтому, России стоит делать особый упор на внутренние конфликты государств Южного Кавказа. Межэтническое и межконфесиональное согласие - проект, на котором Казахстан определил свое высокое положение в современно истории требует своего переноса на Южный Кавказ. Созданная модель сможет заработать и в Турции, которая имея проблему с курдами отчасти становится беззащитной перед натиском Запада.
 
Данные инициативы необходимо оформить в информационный повод для стран Южного Кавказа, через формирование новой идеологии, распространяющейся через СМИ, учитывающих специфику работы социальных сетей на территории постсоветского пространства.
 
Итак, новая группа по территориальным конфликтам, новые кадры, новая политика Москвы - глобальный проект развития, которые предупреждает потенциальные виды революций и сможет укрепить положение Южного Кавказа.
 
Но для этого, В. Путину стоит тщательно подобрать команду в Москве для работы в этом направлении.
 
Наталья Белова
 
Источник: Hayasa, 18 марта 2012 г.