Институт демографии, миграции и регионального развития

 +7 (985) 364-20-83    г. Москва, Брюсов пер., д. 11, стр. 1    idmrr@idmrr.ru

Юрий Крупнов: Правительство Медведева можно сформировать хоть из манекенов

Юрий Крупнов: Правительство Медведева можно сформировать хоть из манекенов

Персональный состав кабмина неважен: гораздо важнее, какую программу он будет реализовывать

Владимир Путин уже не далее как в следующем месяце, еще оставаясь в должности премьер-министра, может «презентовать» новый состав правительства: такой информацией с изданием РБК daily поделились его высокопоставленные источники в кабинете министров. Если так случится на самом деле – это станет интересным прецедентом в новейшей российской истории: власть отодвигает «протокол» на обочину, акцентируясь на практичном подходе.
 
Насколько же такое решение практично, покажет, очевидно, время. Уже и сейчас вполне можно умерить излишнее кокетство: конфигурация будущего правительства в стране с президентом Владимиром Владимировичем Путиным более-менее обозначилась. Скажем, о грядущем разделении Минобрнауки и Минздравсоцразвития на составные министерства в правительственных кулуарах говорят уже как о решенном вопросе. Равно как практически решенной видится судьба целого ряда министров, имеющих в народе самый низкий рейтинг симпатий. Совпадение это или нет, но именно эти министры возглавляют нынче ведомства, которые в нынешнем виде существовать в новой структуре не будут. Речь идет, как несложно догадаться, об Андрее Фурсенко и Татьяне Голиковой. Хотя само по себе Минобороны и не претерпит структурных новаций, но карьерная судьба его главы, Анатолия Сердюкова, также не вызывает вопросов у подавляющего числа аналитиков. Споры идут разве что вокруг фигуры преемника. Чаще прочих звучит, например, имя Дмитрия Рогозина: мол, и на курирование ВПК его как раз и поставили с тем, чтобы лучше познакомился с делами ведомства.
 
И все же, при всем богатом наборе секретов Полишинеля, информация, добытая известным деловым изданием, видится если не сенсационной, то явно очень любопытной и неоднозначной. Снова на авансцену выносится излюбленная конспирологами тема «недоверия внутри тандема». И в данном контексте она может выглядеть даже очень респектабельно.
 
Действительно, что такого крамольного в простом вопросе: почему Владимир Путин не может полностью положиться на вкус и управленческий опыт Дмитрия Медведева, чтобы доверить именно ему почетную обязанность сформировать свой кабинет? Тут же подоспевает и вторая мысль, не менее крамольная: а Медведев ли станет в итоге премьер-министром при президенте Путине? В свете столь экстравагантного решения Владимира Владимировича ответ на данный вопрос может уже и не быть столь однозначным.
 
Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков увиливать от комментариев не стал. В интервью РБК он подтвердил, что новый состав правительства будет скомпонован еще до момента инаугурации нового президента. Владимир Путин, таким образом, создаст новое правительство «под ключ» и передаст преемнику в Белом доме: работай на здоровье. При всех раскладах очевидно одно: абсолютная управляемость министрами из Кремля (в т. ч. теми, кто формально подчинен главе правительства) будет обеспечена. Роль премьер-министра при этом, однако, останется загадкой. Понятно, что при Путине сложно оставаться не «техническим» премьером, но чтобы до такой степени... Зато радетели о расширении президентских полномочий могут действительно ликовать – и никаких конституционных поправок не понадобилось.
 
Не вполне ясным пока что остается другой вопрос – насколько удастся в столь сжатые сроки обеспечить то самое 50%-ное обновление кадров правительства, о котором Владимир Путин говорил в ходе своей февральской встречи с политологами. Талантами земля российская не обделена, это понятно. Однако не пойдут ли в таком деликатном вопросе форсированные решения во вред? Или же сама идея оказалась по факту отложенной до лучших времен? «Промежуток в два месяца вызвал резкое усиление аппаратной борьбы. Конечно, там будут новые фигуры, будут разукрупняться министерства – просто потому, что есть общественное ожидание смены некоторых надоевших министров», – в то же время выразил уверенность первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. При этом политолог подчеркнул, что как раз у избранного президента совершенно ясно просматривается стремление обеспечить максимальную преемственность при смене власти, о важности «новой молодой команды» говорил как раз Дмитрий Медведев. Но не будем спешить и путаться. На деле все может быть гораздо проще: понимание «новой команды» у Путина, Медведева и народа может оказаться не идентичным. Нам ли не привыкать?..
 
 В беседе с обозревателем KM.ру председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, лидер Движения развития Юрий Крупнов счел «спешку» премьера с формированием нового кабинета министров вполне логичной:
 
– Я полагаю, что никто в стране не понимает, зачем после выборов президента 4 марта нужно ждать фактически еще два месяца для того, чтобы избранный президент начал наконец работать. Так что в моем понимании ни о какой «спешке» Путина не идет речи: чем раньше будет сформирован новый кабинет министров, тем это будет лучше для всех.
 
Проблема заключается вовсе не в новых лицах, не в сроках обновления, не в количестве министерств и министров. Проблема – в общей дееспособности правительства, в том, какая программа, какую социально-экономическую модель предлагается реализовывать. На сегодня мы видим, что существующая программа «Стратегия-2020» является людоедской, убийственной, самоубийственной для страны, но никакой другой программы при этом не выработано. Поэтому вопрос о перипетиях чьих-то частных судеб в составе правительства может быть интересен для узкой группы экспертов, политологов, но для страны он не имеет никакого значения. Мы и так бездарно потеряли четыре года. Мы еле-еле вылезли три года назад даже не из кризиса, а из симптома, первого звоночка действительно глобальной экономической катастрофы, которая лишь грядет.
 
Сейчас мы, опять же, теряем время. Не выработано никакой альтернативной модели социально-экономического развития, есть лишь та, что имеем, – неолиберальная, экстремистская «Стратегия-2020», которая была заказана правительством РФ. Была модель Гайдара, была модель Грефа, а сейчас предлагается их совмещенный вариант, еще более убийственный. И в этом свете вообще становится уже неважно, кого сажать в правительство для реализации этой «стратегии». Можно вообще посадить манекенов. Итог будет все тот же: страна будет разрушена окончательно...
 
Виктор Мартынюк
Источник: КМ.ру, 22 марта 2012 г.