Институт демографии, миграции и регионального развития

 +7 (985) 364-20-83    г. Москва, Брюсов пер., д. 11, стр. 1    idmrr@idmrr.ru

Проблема "нецелевых расходов" - следствие отсутствия стратегического планирования

Юрий Крупнов: Проблема "нецелевых расходов" - следствие отсутствия стратегического планирования

Очередной закон едва ли остановит нецелевое использование бюджетных средств

В Госдуму внесены поправки в Бюджетный кодекс и кодекс об административных нарушениях. Уже осенью они могут быть рассмотрены и приняты к исполнению. Поправки предусматривают усиление ответственности чиновников за нецелевое расходование средств. Кстати, по некоторым данным, каждый десятый рубль в стране расходуется именно «не на те цели».

Чтобы с этим покончить законодатели предлагают увеличить штрафы чиновникам в десятки раз. Особо злостные любители потратить деньги не на то, «на что дали сверху», могут быть лишены права занимать свою должность на срок от года до трех лет.

Однако не секрет, что сегодня региональные власти поставлены в зависимость от денег, выделяемых из центра, и нередко просто вынуждены латать там, где рвётся. И скажем, вместо того, чтобы как положено по документам, отремонтировать дорогу, вынуждены срочно чинить водопровод.

Мало того сама система распределения бюджетных средств такова, что, не нарушая букву закона, практически невозможно пользоваться бюджетными средствами. Деньги приходят в государственные учреждения и муниципалитеты крайне неравномерно, зачастую в конце года.

 - На мой взгляд, нецелевые расходы - крайне серьёзная проблема. Но она решается не с помощью штрафов и наказаний. – Считает председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. - Дело в качестве оперативного и стратегического планирования. Проблема у нас не в том, что деньги расходуются не по назначению, а в том, что наше планирование, начиная с самого верха, настолько расплывчато и неадекватно реальным проблемам, что фактически принуждает чиновников пилить средства и организовывать откаты. Сама размытость поставленных перед ними целей создаёт питательную среду для коррупции. Ключевой пункт решения этой проблемы – переход к принципиально иной системе контрактирования. Прекрасный аналог представляет американская контрактная система. Ответственность должна повышаться в первую очередь у тех чиновников, кто планирует распределение бюджетных средств.

- Вы согласны с тем, что регионы у нас финансируются скудно и федеральному центру выгодно держать их в зависимом положении?

- Да, конечно. Это крайне опасная вещь, которая не способствует эффективной региональной политике и приводит к росту протестов уже не только со стороны «асфальтно-офисного» столичного класса, а со стороны большинства населения России, фундаментальные интересы которого ущемляются. Поэтому проблема нецелевого финансирования решается не с того конца.

- С какого же конца её надо решать?

- Необходимо формировать налоговую базу региона на основе реальной добавленной стоимости, которая здесь же и создаётся. Проблема в том, что мы в России практически ничего уже не создаём, а только перераспределяем средства от импорта энергоресурсов.

Понятно, что не заслуженные, плохо контролируемые деньги в той или иной форме развращают и способствуют деградации, как системе власти в отдельно взятом субъекте федерации, так и в государстве в целом.

Давно уже пора проводить реальную политику с инвестпроектами, когда создаётся механизм по созданию добавленной стоимости на местах.

Вопрос о том, давать или не давать деньги – ложная дихотомия из разряда – нужно ли кормить человека суррогатной лапшой, от которой он рано или поздно распухнет и заболеет, либо нужно его держать голодным. Ответ очень простой: нужно его кормить качественной пищей.

Россия прошла в постсоветский период два этапа. В 90-е годы у нас не было денег, потом появилось огромное количество избыточных нефтедолларов. Однако, как мы видим, отсутствие денег или их избыток при нынешней государственной системе не привело к росту производства и качественному росту добавленной стоимости на местах. Вопрос сегодня в создании по сути новой национальной промышленной системы, которая будет позволять зарабатывать деньги в самих регионах, а не дожидаться их от федерального центра. А все деньги в стране – полубандитские. И они, конечно, способны испортить кого угодно, в том числе и региональных чиновников.

Алексей Полубота

Источник: Свободная пресса, 2 августа 2012 г.