Просвещенное евразийство — проект сбережения земель и народов

14 сентября 2012

Опубликована статья Наданы Фридрихсон об  идее просвещенного евразийства на постсоветском пространстве.

Просвещенное евразийство — проект сбережения земель и народов

 Сегодня мир вошел в эпоху отмирания существующих идеологий, задававших новые тренды развития того или иного общества. Человечество прошло много ступеней определения идеального бытия в государстве, пока не остановилось на непогрешимости демократических норм, которые, однако, трактуются достаточно широко.

Из основных принципов демократии можно выделить следующие:

законность, равенство, свобода, право на самоопределение, права человека и др.

Безусловно, это важные критерии, которые олицетворяют собирательный образ целой цепи процессов. Так, например, говоря о равенстве, возникает целый ассоциативный исторический ряд образов, от Французской Буржуазной революции, до идеалов Советского Союза, и постсоветской истории мирового сообщества, где главный тренд этому понятию стал задавать Запад.

Одним из примечательных моментов, который можно определить в понятие равенство – «первый среди равных». Это не просто игра слов, это важнейший механизм функционирования многонационального государства – одного из самых непростых по своему устройству, который озвучил в свое время И.Сталин – вождь мирового пролетариата тогда, а ныне – «злодей и тиран».

Вообще, говоря о равенстве возникает много ответвлений, базирующихся на таких вопросах – равенство перед кем, равенство между кем? Воспринимающиеся на первый взгляд наивными, эти вопросы, в тоже время, хранят в себе огромный дестабилизирующий потенциал, способный буквально вывернуть понятие равенство согласно текущей ситуации, и, надо сказать, политические элиты пользуются этим.

Итак, сегодня в 21 веке ряд государств столкнулись с проблемой отмирания и недееспособности существующих идеологий. На смену пришли идеологемы, которые задают основной посыл, являясь по сути тегами к устаревшим статьям. Настало время разрабатывать государственную доктрину, главный посыл которой в ряде обществ должен действовать в логике изменения понимания свобод индивидуума, которое поставило во главу принцип частного потребления.

Говоря о России, совмещающей сегодня в своем политическом укладе идеологемы «суверенной демократии», либерализма, национализма, стоит вернуться к истокам, с новым, прагматичным пониманием таковых.

Например, Интернациональная доктрина развития государства, которая должна регламентироваться временными рамками, по истечению которых обновляться, добавляя по мере необходимости новые принципы.

Равенство национальностей при «первых среди равных» должно исходить из логики потенциального вклада в общее развитие государства. Нация, способная привнести в общее развитие больший вклад будет причисляться к числу «первых среди равных», и по прошествии времени уступать свое место другим. Иными словами, это принцип не индивидуального, а взаимовозвратного развития, от частного к общему.

В недавнем прошлом в России, а немного погодя и во всем мире, заговорили о возрождении евразийской идеи. Однако, крайне важно понимать необходимость трансформации идей классического евразийства (и  гумилевского евразийства) с учетом сегодняшних реалий в новую идеологическую концепцию —  просвещенное евразийство. В конце концов, невозможно говорить об исключительном отказе  от европейской интеграции России в пользу интеграции с центральноазиатскими странами.

В своей статье, В.Путин отметил ту роль, которую он возлагает на Евразийский Союз — мост и центр геополитического притяжения между Европой и регионами Тихоокеанской Азии. Однако, переходя в практическую плоскость, привлекательность заданной идеи снижается, несмотря на разработанные экономические перспективы для ряда стран-участников этого проекта.

Быть фактическим «перевалочным пунктом» сулит ряд опасностей, нежели перспектив. Евразийский Союз как связующее звено двух геополитических полюсов – это еще и объект для точечного удара, в результате которого можно будет пошатнуть всю систему, на которую сейчас возлагается новая надежда.

Но это вопросы геополитики. А вот с точки зрения создания внутрирегиональной доктрины нового развития – идея просвещенного евразийства подходит по многим параметрам. Во-первых, говоря о Евразии возникает ассоциативный ряд с древней и богатой историей, затрагивающих не один народ. При этом, достаточное число стран постсоветского пространства исходят из принципа древности и исторической значимости. Во-вторых, Евразия – это прежде всего земля, которую мы одолжили у наших потомков, и которые спросят с нас за её растрату.

Вместе с тем, просвещенное евразийство как механизм создания новой повестки развития стран постсоветского пространства, должно подразделяться на течения, в большей степени исходя из культурологического аспекта.

Говоря, например, об Азербайджане (государстве, которое на сегодняшний день не озвучило своего стремления интегрироваться в ЕАС) необходимо учитывать общественно-политическое сознание, взращённое на принципах – тюркские по крови, мусульмане по религии, проевропейские (подразумевая прогрессивность) по мышлению. Это индивидуальный штрих, который, однако, не противоречит общей концепции евразийства, главный посыл которой можно сформулировать как — противодействие на действия по расколу нашей земли.

Размышляя о новой Доктрине развития стран постсоветского пространства (Интернациональная доктрина развития государств постсоветского пространства) в целом и России в частности, в конечном счете находится тот общий знаменатель, понятный всем региональным игрокам – земля. Этот фактор выступает и как связующее звено, и, не без вмешательства внешних сил, дестабилизирующий элемент, который определяется термином территориальные споры.

Южный Кавказ, например – важнейший регион Евразии, буквально пронизан территориальными спорами, не просто разъединяющими государства, а превращающими их в злейших врагов, что переводит их потенциал в слабость.

Итак, идею просвещенного евразийства на постсоветском пространстве сегодня стоит понимать как проект сбережения земли и закрепления таковой за народами, населяющими территорию. Это непогрешимое право государств находится на своей земле и распоряжаться ее ресурсами, сохранять традиции, интегрировать их в региональное сообщество, формируя новые принципы социо-культурного развития.
 
Надана Фридрихсон
Источник: Молодая Евразия, 13 сентября 2012 г.
 
« Пред.   След. »