Институт демографии, миграции и регионального развития

 +7 (985) 364-20-83    г. Москва, Брюсов пер., д. 11, стр. 1    idmrr@idmrr.ru

Вопрос российской авиации сегодня – это вопрос системы и системного кризиса

От российской олигархии к российской аэрократии

 Вопрос авиации сегодня в России – это вопрос системы и системного кризиса. Складывается ситуация, при которой первичным имеет смысл выделить вопрос – какого формата политики России действуют сегодня в стране в условиях, когда внешние силы проводят уже откровенную боевую и разрушительную деятельность в вопросе российской авиации.

Система нынешнего авиастроения пребывает в кризисе – следствии событий далекого 1988 года, когда на примере Прибалтики мир и тогда еще существующий Советский Союз стали свидетелями западной модели подрыва не только общественного сознания, но и промышленности, экономики, политики.

Сегодня не только в вопросе авиации, но в прочих сферах жизнедеятельности государства РФ нет концентрации, нет лидеров – связующего звена, которое смогли бы построить мосты между политикой, способной воплощать и экспертным сообществом – способным создавать.

Сегодня мы видим два метода – есть экспертное сообщество, всматривающихся в ситуацию и разбивающее ее на локальные точки проблемных зон, которые они знают от «а» до «я». И есть вторая категория людей – условно, публицисты, которые видят общий макет событий, но которым необходимы знания и навыки экспертного сообщества.

Возникает вопрос – если власть соберет за одним столом экспертов в области авиации, владеющих локальными точками проблемных зон по всем направлениям – будет ли результат?

На сегодняшний день ответ отрицательный. Во-первых, не понятна формация политиков – глупцы, подлецы, несведущие…? Определив этот аспект, необходимо будет начать выстраивать соответствующий механизм, причем, важным остается тот факт, что есть инициативы от бизнес-прослойки – группы людей, имеющих интерес в том, чтобы наладить диалог власть-общество.

Во-вторых, на сегодняшний день в российском обществе утрачено понимание ситуации и нет общего виденья того, что происходит. И это незнание умело используется стороной, работающей на дальнейшее разрушение не только авиации России, но и подрыв самой страны.

Общество должно научиться формулировать свой запрос и этим запросом манипулировать властью. Это второй аспект.

Стоит признать, доставшаяся современной России модель станко-, машино- и авиастроений утрачена, поскольку неспособна работать в новой системе, которая сложилась в стране. Другая политическая воля, иные требования на внутренних и мировых рынках. Оставшаяся прослойка кадров, владеющих знаниями на грани исчезновения, поскольку нет кадровой преемственности, идет огромная «утечка мозгов» на Запад, который, надо сказать на 70% в той или иной степени «питается» российским интеллектом.

Необходимо кардинальное перепроектирование, иными словами – выстраивание системы по-новой, исходя из тех реалий, который сложились.

Для обозначенной задачи крайне важно определить лидера. Лидера авиации, например – фигуру, способную навести мосты, создав тем самым базис понимания, что есть сегодня политическая власть и как с ней выстраивать диалог. Эта фигура должна быть харизматичной, способной привлекать внимание общественности к своим инициативам, которые, важно сказать, должны подпитываться помощью бизнес-прослойки, заинтересованной в налаживании диалога между, теми же авиаторами и властью, но сегодня не способные сделать этого ввиду отсутствия механизма.

Значимой задачей остается вопрос – что делать с ответом о природе качества нынешней политической элиты? При оптимистичном прогнозе – во власти несведущие, дальнейший механизм действий становится более ли менее понятным, сложнее будет решить задачу, если «подлецы»… Но без понимания этой базисной вещи остальные действия обречены на хаотично выстреливающие инициативы.

Развитие авиационного потенциала страны – это не только вопрос статуса государства и его военного и оборонительного потенциала, это еще и внутренний прогресс, возможность создания огромного числа рабочих мест, что, в свою очередь, меняет форму внутрирегиональной картины в стране. Иными словами, именно авиация способна породить новую общественность и новую власть (аэрократию), причем, говоря о последних, не стоит полагать, что это будет в форме «авиационного бунта», вопрос все еще остается открытым о качестве политиков.

Задача — изменить существующую систему естественными рычагами, в конце концов, такой стране как Россия просто губительно терять контроль над своими собственными территориями, особенно, когда вопрос новых интеграционных проектов активно выходит на первый план.

Причем, вопрос о контроле над территориями, о взаимодействии городов, населения – это проблема не только инфраструктуры (водной, земной, лётной), это проблема моделирования системы, в рамках которой обновленное государство (аэрократия) может и создает условия для реализации потенциала своих граждан.

Говоря о перепроектировании авиационной сферы необходимо в первую очередь дать системный анализ уже бывших городов-центров авиации. Насколько возможно восстановить подготовку кадров, какова политическая тактика местной власти, способно ли и готово ли общество к восстановлению авиационной сферы в своем регионе, какие результаты в сфере демографии, социально-экономических показателей можно спрогнозировать в ситуации запуска авиапрома в данном регионе, и что это даст и изменит в общем облике государства.

Речь идет о создании пилотной площадки, над проектировкой которой будут заняты экспертное сообщество авиации, местное население, политические верхи.Создание такой площадки «стянет» со всех концов России лучших специалистов, определит дальнейшее развитие выпускников соответствующих ВУЗов, создаст предпосылки для банковских инвестиций, изменит облик региона, сможет заложить базис для формирования нового типа сознания граждан – патриотичного и агрессивного. Именно такое сочетание может противостоять нависающей угрозе, поскольку речь идет о скрытом течение военного времени. Определив время создания площадки в 7-10 лет, государство обеспечит выбранный регион и кадровой поддержкой и инвестициями, что в конечном счете не будет иметь нулевого результата.

Это современный эксперимент, который, фактически проверит может ли российская нация, выдержавшая испытание временем, испытать саму себя в условиях, когда внешние силы прогнозируют ее исчезновение, и результат на сегодняшний день не предопределён.

Надана Фридрихсон

Источник: МезоЕвразия, 18 сентября 2012 г.