Институт демографии, миграции и регионального развития

 +7 (985) 364-20-83    г. Москва, Брюсов пер., д. 11, стр. 1    idmrr@idmrr.ru

Россия и Азербайджан: совместные проекты

 

Новый тип войн требует от России и Азербайджана совместных проектов по предупреждению угроз

 Относительно далекого 1992 года, когда еще тлели остатки СССР, сегодня мировой геополитический пласт значительно изменился, сменив политических и дипломатических фигур, сформировав новые вызовы и угрозы, а также возможные варианты их решения.
 
Сегодня, вобрав в себя двадцатилетний опыт взаимодействия и расторжения отношений, страны постсоветского пространства стремительно интегрируются в мировые процессы геополитики, становясь объектами и субъектами тех или иных событий.
 
Иными словами, мир и страны бывшего Союза кинулись друг другу на встречу, что повлекло за собой не просто новый пласт в истории, но и трансформацию общей конъюнктуры.
 
Именно поэтому необходимо уделять особое внимание отношениям именно между странами постсоветского пространства, которые зачастую отходят на второй план, уступая «пальму первенства» внешним игрокам.
 
Отношения России и Азербайджана за последние двадцать лет показали себя как многогранные, насыщенные событийным рядом, и, что особенно важно, перспективные для будущих поколений и последующих годов.
 
Ключевыми точками взаимодействия государств стали экономическая, социо-культурная, миграционная, энергетическая сферы, а также вопросы военной и антинаркотической безопасности. Достигались соглашения, подписывались соответствующие документы, на повестку дня ставились новые задачи и предлагались их решения.
 
Теперь, в 2012 году, оборачиваясь назад главы России и Азербайджана могут уверенно констатировать – несмотря на тяжелые времена после распада Советского Союза, страны поразительным образом стремились к налаживанию диалога и формированию необходимых условий для продуктивного взаимодействия.
 
Кризисы, которые Россия и Азербайджан прошли вместе, оставили значимый след в постсоветской истории. Этот опыт должен переноситься в новое время, когда происходит смена лиц в государстве – подрастает новое поколение, которое должно помнить опыт своих предшественников по предотвращению вызовов и угроз в условиях, когда мир стоит на пороге нового витка конфронтации по вопросам территориального и ресурсного передела.
 
Учитывая возрастающее число интересантов в отношении Южного Кавказа в целом и Азербайджана в частности, двусторонний формат отношений Москвы и Баку должен определяться в соответствии с условиями нового времени. Необходимо выводить на повестку дня такие вопросы, как совместные инициативы в отношении антинаркотической безопасности, причем рассматривая её не только в контексте проблемы наркотрафика, но и реабилитации и ресоциализации наркозависимых лиц, которым необходимо создавать условия для реинтеграции в общество. Фактически, это создаст новый социальный пласт – людей, вернувшихся условно «с другого берега реки Стикс», и которые могут быть востребованы современным обществом. Отказ от этой категории граждан в конечном счете будет наносить ущерб всему обществу, как в России, так и в Азербайджане. Это вопрос сбережения населения, поэтому сегодня антинаркотическая безопасность и взаимодействие Москвы и Баку в этом направлении должны занимать одно из первых мест, реализуясь в такой совместной работе, как, например, создание единой сети реабилитационных центров, предполагающих занятость и здорового населения, и богатый научный обмен знаниями.
 
Не менее важной инициативой может стать вопрос военной безопасности, занимающий в 21 веке одно из главенствующих мест во внешнеполитической тактике государств. Вместе тем, новое время требует нового осмысления понятия «военная безопасность», ведь сама война значительно видоизменилась за последние двадцать лет.
 
Информационные, психологические войны требуют нового типа защитников отечества, нового типа подготовки, новых кадров. России и Азербайджану необходимо разработать единую стратегию противостояния по ряду вопросов в информационном поле, чтобы иметь контроль над коэффициентом напряженности в обществах двух государств. В конечном счете, националистические настроения, идущие даже от частных лиц, запускают провокационную цепь событий, последствия которой могут быть крайне нежелательными. Это вопрос создания т.н. аналитической разведки при согласии двух государств. Такая структура имеет потенциал не только поиска и анализа информации, но и четких предложений по идущим вбросам и провокациям.
 
Да, и если говорить о «классическом типе» войны с военными и оружием, сегодня этот сектор также изменился, вплоть до того, что рядом военных организаций по всему миру разрабатывается технологии совершенствования пневматического оружия, как средства ведения боя в городе, рассчитанного на конкретное число людей и общую обстановку. Такой тип вооружений вполне приемлем, когда внутри государства формируется повстанческое движение из его же граждан.
 
Новый тип войн требует от России и Азербайджана совместных проектов по предупреждению подобных угроз и выработке своих методов.
 
Еще один вопрос, который стоит перед Россией и Азербайджаном – это вопрос интеграции стран в едином проекте. Несмотря на насыщенность событиями за последние двадцать лет, сегодня Москве рано инициировать новое объединение и привлекать в него региональных соседей. Экономика, общественно-политическое сознание стран постсоветского пространства создавались в идее самобытности и автономии, и любое предложение по вхождению в долгосрочный интеграционный проект будет восприниматься обществом государств как угроза тем идеалам, на которых оно вырастало. Иными словами, необходимо время для нового витка интеграции, но времени, насыщенного взаимовыгодными проектами, нацеленными на совместное развитие государств, и приносящими практическую пользу.
 
Надана Фридрихсон
Источник: АМИ "Новости-Азербайджан", 1 октября 2012 г.