Институт демографии, миграции и регионального развития

 +7 (985) 364-20-83    г. Москва, Брюсов пер., д. 11, стр. 1    idmrr@idmrr.ru

Юрий Крупнов: Пора исцелиться от Катастрофы–1991

Юрий Крупнов: Пора исцелиться от Катастрофы-1991

Спустя многие годы после развала СССР, идея создания Евразийского экономического союза обретает новое качество

В эти дни исполнилась очередная годовщина с окончательного распада в декабре 91–го Советского Союза. Однако спустя многие годы дух присущей СССР интеграции отнюдь не иссяк, наоборот, в новых условиях обретает новое качество. Идея создания Евразийского экономического союза - убедительное тому подтверждение. И в ее осуществлении большую роль вместе с Россией способна сыграть именно Центральная Азия.

 В этом убежден известный российский ученый, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий КРУПНОВ.

- У нас сегодня есть возможность по сути начать лечить наше пространство, наши народы от того, что Путин очень точно назвал крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века - от последствий распада СССР, - говорит Юрий Крупнов. - Мы находимся в совершенно новой ситуации, и, я считаю, приступили к строительству новой большой страны. Это воспринимается очень неоднозначно на постсоветском пространстве, но, надеюсь, в конце концов будет поддержано всеми. Есть гигантские проблемы, но я, честно говоря, никакой альтернативы этому восстановлению, строительству Евразийского союза не вижу.

- На этом пространстве ныне развиваются очень непростые и подчас противоречивые процессы. Пример тому - недавний выход Узбекистана из ОДКБ. Некоторые расценили последовавшие затем визиты Путина в Кыргызстан и Таджикистан как сделанные в пику своенравной центральноазиатской республике.

- Мне кажется, что такие рассуждения, появлявшиеся и в ряде российских СМИ, мол, дружим с одними против других, никакого отношения к реальности не имеют. Интенсификация сотрудничества с конкретной постсоветской страной отнюдь не означает вражды с другими. Все центральноазиатские республики - наши равноправные партнеры. И здесь совершенно неуместны измышления геополитиков, я бы сказал, местного разлива, ничего не понимающих ни в проблемах Центральной Азии, ни в российской внешней политике.

Я абсолютно уверен, что мы в России сегодня должны посмотреть в сторону этого региона не с точки зрения помощи кому–то, а с точки зрения решения наших внутренних проблем. Уже полтора года на самом высоком уровне делаются серьезные заявления про так называемую новую индустриализацию, но пока очень мало делается для ее осуществления. Являясь активным сторонником этой идеи, я придаю большое значение при ее воплощении центральноазиатскому вектору. И утверждаю, что, пока мы не начнем совместно, к примеру, с Таджикистаном или Кыргызстаном поднимать их экономики, осуществлять инвестиции и помогать новой индустриализации в них, мы не начнем ее и у себя.

- Боюсь, что в самой России не все разделят вашу точку зрения.

- Да, некоторые поспешили заявить, что Крупнов хочет забрать деньги у россиян и отдать их таджикам или кыргызам. Но, повторюсь, такая логика абсолютно неадекватна нашим проблемам. Тот, кто хочет успешно бороться с нерегулируемой миграцией, наркотрафиком и наркоагрессией по отношению к России, кто стремится решить задачу ее геополитической мощи, тот должен делать ставку на форсированное развитие центральноазиатских республик. Тех, конечно, которые пожелают этого. Через это станет происходить и развитие России, иного пути просто нет. У нас есть расчеты, которые можно обсуждать. К примеру, совместную индустриализацию Таджикистана мы планируем осуществить за 4 пятилетки, вложив 12 миллиардов долларов. Совместными усилиями подготовлен соответствующий план, который рассматривался и во время визита Владимира Путина в Душанбе.

- А в отношении Кыргызстана подобный план не разрабатывался?

- Нас никто к этому пока не приглашал, и мы никому не навязываемся. Но всячески приветствуем любые интеграционные подвижки и готовы поддерживать их.

- И откуда собираетесь брать средства на такую поддержку?

- Мы еще в 2005 году предлагали создать фонд развития Центральной Азии. В то время золотовалютные запасы страны еженедельно пополнялись на 6–8 миллиардов долларов! И это был не общий заработок страны, а, условно говоря, ее заначка. Две недели заначки - и можно было бы набрать необходимую сумму и для фонда. Это стало бы серьезной основой и стимулом для проектов совместного развития. Но тогда все смеялись или критиковали и говорили: давайте эти средства в американские казначейские билеты вложим, получим проценты. Сегодня уже минусовый процент. Вот так поэкономили... Сейчас мы реанимируем идею, правда, уже не в такой жесткой привязке к золотовалютным резервам, к поступлению углеводородных денег.

- Но в российском обществе и тогда и ныне сильно скептическое восприятие того, что Россия вновь должна вкладывать деньги в какие–то постсоветские страны, причем не самые благополучные. Мол, в этих государствах возобладают иждивенческие настроения, и Россия будет просто так кого–то кормить.

- В ответ у меня возникает встречный вопрос: какая разница между Кыргызстаном и, скажем, Костромской областью? Что, в эту область ранее шли и сейчас идут какие–то ощутимые инвестиции? Олигархи и макроэкономисты привычно скажут, что и в Кострому инвестировать абсолютно неперспективно, что это тоже будет порождать там иждивенческие настроения. Следуя такой логике, самые приоритетные объекты для вложения капиталов, получаемых с российской нефти, расположены в зоне Садового кольца и в Лондоне. Поэтому логично спросить у таких радетелей российских интересов: а вы сами–то что сделали за последние 20 лет? Вы–то хоть в собственную страну что–то вложили?

- Ну, что–то, наверное, все же вложили.

- Речь о вложениях, которые приносят устойчивую прибыль в течение многих лет. А все мы на постсоветском пространстве до сих пор живем за счет инвестиций, которые сделал СССР. И, мне кажется, вообще разучились понимать, что такое инвестиции. Под такие вот разговоры развалился Советский Союз. Его развалила Москва. В Бишкеке или Душанбе вплоть до сентября 1991 года никто о выделении из СССР не говорил. В ответ можно услышать традиционное: сколько мы их должны были кормить? Но вам это ничто не напоминает? Типа современного: "Хватит кормить Кавказ!". Одновременно с Дальнего Востока и из Сибири уже приходится слышать справедливое: "Хватит кормить Москву". И вновь возникает вопрос: кто кого кормит? Но от всех этих желудочных аналогий надо решительно уходить. Потому что главным становится вопрос: мы можем, как страна, что–то производить? Можем вкладывать и получать серьезную прибыль? Если бы я сегодня призвал вложить в БАМ столько, сколько это сделал Советский Союз, меня бы в психиатрическую больницу отправили. А БАМ ныне капитальная артерия на Тихоокеанском побережье. Нам надо здраво оценивать ситуацию и перспективу и самым серьезным образом выздоравливать.

- Увы, всесоюзное, всенародное строительство Байкало–Амурской магистрали - дело уже далекого прошлого. Но как нам всем следовать в будущее?

- Нам надо серьезно выздоравливать, и во главе этих процессов должна встать Россия. Мы развалили Советский Союз, поскольку полагали, что нас объедают окраины. И считали: вот обнимем трубу с нефтью и газом и заживем счастливо. В итоге оказалось, что эту трубу обняло пять процентов населения, они и зажили счастливо. А на всей территории бывшего СССР упадок всех параметров. И главных из них: качества жизни, реализации возможностей, выстраивания перспектив, обеспечения стабильности и так далее. Когда я еще три года назад на большой российско–афганский форум пригласил уважаемых гостей из этой страны, в том числе и тех, которые воевали с нами в 80–е годы, они, вспоминая об этом периоде и о более ранних 60–70–х годах, когда мы с Афганистаном еще сотрудничали, говорили: "Нам денег не надо, нам нужны ваши замечательные технологии и кадры". А мне было очень стыдно, потому что они перепутали тот период и 2009–й. Я не случайно коснулся афганской темы. Потому что и в решении вопроса индустриализации Афганистана Россия должна участвовать вместе с центральноазиатскими республиками, если мы вместе хотим победить наркотрафик и угрозу терроризма, исходящие из этой страны. Иначе будем болтать по поводу иждивенчества, а 30 тысяч молодых россиян - это по официальным данным, в реальности цифра гораздо больше - станут ежегодно подыхать от наркотиков. Продолжим умничать и рассуждать, зачем куда–то что–то вкладывать, а в это время невинные люди будут продолжать гибнуть от терактов.

Сегодня, более чем через два десятка лет после развала СССР и через четверть века после начала всех этих деградационных процессов, необходимо опомниться и срочно браться за наверстывание упущенного. Четверть века прошляпили, только осознаем, что это такое! За 15 лет после страшной Великой Отечественной войны на Дальнем Востоке было построено 50 городов. Городов! А мы сейчас всего про 12 миллиардов долларов разговоры ведем в расчете–то на 20 лет.

- В таком случае вернемся к вашим инициативам в отношении Центральной Азии. Какие дивиденды принесут России инвестиции в тот же Таджикистан, раз уж с ним разработан такой совместный план?

- Прямые дивиденды при нормальной рентабельности и нормальном производстве - 10–20 процентов реальной прибыли в год.

- Через какое время?

- Возврат инвестиций происходит через 7–10 лет, а затем идет прибыль.

- И что предусматривает этот план?

- Я говорю о Таджикистане, но многое из сказанного в полной мере применимо и к Кыргызстану. Как при любой индустриализации, надо начинать с полной электрификации страны, что вполне осуществимо при громадном гидроэнергопотенциале, значительных запасах угля для теплостанций. Колоссальный потенциал у туристической и ряда других отраслей, в том числе горнодобывающей, горнообогатительной, серьезные заделы для которых были сделаны в советские времена. Перспективным представляется и создание новых индустрий, например кинематографической. И здесь Кыргызстану есть что взять из прошлого.

- Хорошо, сообща построим или реанимируем предприятия, а кто станет работать на них? Кадровая проблема - одни из острейших не только для центральноазиатских государств.

- Нашим планом по Таджикистану предлагается открыть три профессиональных колледжа в самой республике. А 5 тысяч граждан ее ежегодно обучать в учреждениях начального и среднего профессионального образования России. Отработав здесь в течение трех–четырех лет в качестве профессиональных работников, а не бесправных мигрантов, над которыми все издеваются, они смогли бы с успехом применить затем эти навыки и знания у себя на родине. Проблемы пополнения человеческих ресурсов в вашем регионе нет. И если грамотно подойти к задаче подготовки специалистов разного профиля, то станет решаться и проблема крышевания трафика мигрантов, которая весьма остра для России.

- Но и страны Центральной Азии при их схожести все же очень разнятся, между ними существуют подчас весьма серьезные разногласия.

- И все же, на мой взгляд, нам очень сложно отделять их друг от друга. И не потому что они все одинаковые. Но если возьмем фундаментальную проблему, например, водноэнергетического баланса, то здесь Кыргызстан и Таджикистан надо рассматривать только воедино, их невозможно разорвать. И я уверен, что, несмотря на отдельные нюансы, обе эти республики наши форпосты евразийской интеграции. И когда начнем серьезно вкладываться в их индустриализацию, в развитие транспортных инфраструктур, освоение гидроэнергетических ресурсов, то одновременно станут решаться и их внутриреспубликанские, и общерегиональные проблемы. По административно–политическим границам серьезные проекты не делятся. Предлагая руководству Таджикистана такую нестандартную амбициозную стратегию, мы открыты и для всех других. Если руководство Кыргызстана захочет в этом участвовать, отдельно или совместно, мы готовы к сотрудничеству.

- Надо, однако, отдавать отчет, что не все заинтересованы в нем как внутри этих государств, так и за их пределами.

- Не только не заинтересованы, но и не сидят сложа руки. Силы, поддерживаемые извне, и не только США, но и европейцами, уже сейчас разворачивают кампанию, направленную на дезавуирование каких–либо успехов евразийской интеграции. К этому подключаются и националистически настроенные общественные и политические силы внутри республик, и радикалы–исламисты. Различные зарубежные структуры напрямую финансируют экспертов, которые дают негативные заключения по поводу, скажем, Таможенного союза, намерения других государств вступить в него. А потому и в России, и в самих республиках необходимо должным образом противостоять такому массированному информационному воздействию. Исследования показывают, что, в частности, и в Таджикистане, и в Кыргызстане большинство населения поддерживает идеи более тесной интеграции с Россией, пребывания в общих объединениях. Значит, и с нашей стороны необходимо делать гораздо больше для продвижения интеграционной идеологии в широкие массы.

Я повторюсь: хватит уже зацикливаться на том, что у кого что–то взяли или кому–то недодали. Надо ставить во главу угла вопрос: как нам вместе вновь стать дееспособными - и в ценностях, экономике, и в культуре? И здесь индустрия символов, смыслов не менее весома, чем промышленная. Достигнуть евразийского единства непросто, если мы не противопоставим Голливуду собственную качественную кинопродукцию. Общие песни, образы, радости так важны в нашей жизни, так важно, когда ты видишь красивых мужчин и женщин, которые отражают духовные ценности твоей цивилизации, нашей совместной цивилизации.

Это наш общий шанс перерождаться, возрождаться и развиваться.

Источник: Вечерний Бишкек, 23 декабря 2012 г. 

Проектно-аналитический доклад "Новая Большая Страна. Евразийский Союз - единая цивилизация, много государств"