Институт демографии, миграции и регионального развития

 +7 (985) 364-20-83    г. Москва, Брюсов пер., д. 11, стр. 1    idmrr@idmrr.ru

Юрий Крупнов: Россию сажают не только на нефтяную, но и мигрантскую иглу

Юрий Крупнов: Закон о "резиновых квартирах" затронет не более 1% мигрантов

 Президент России Владимир Путин внес в Госдуму законопроект, которым усиливается административная и вводится уголовная ответственность за нарушение правил регистрационного и миграционного учета граждан. Об этом сообщается в материалах, размещенных в среду в базе данных нижней палаты парламента. Законопроект направлен на борьбу с так называемыми "резиновыми домами", в которых фиктивно регистрируются тысячи людей. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в результате становится невозможным установить реальное место жительства человека и органы регистрационного учета не могут предоставлять достоверную информацию другим госорганам: военкоматам, судам, налоговой службе и так далее.

Эффективность реализации такого законопроекта вызывает большие сомнения, хотя порядок в этой сфере, безусловно, наводить надо. Это давно надо было сделать, еще лет десять назад. Другое дело, что чисто через наказание, тем более уголовное, здесь помимо дополнительного коррупционноемкого сектора, мы ничего не создадим. Да, будет осложнена жизнь мигрирующим, причем не только иностранцам, но и гражданам Российской Федерации, которые приезжают в города из регионов, но это не даст какого-либо значимого эффекта в целом. Может быть, об 1% мигрантов можно говорить, не более.

Мы должны понимать, что вся социально-экономическая система страны сидит не только на экспортной углеводородной, нефтегазовой трубе, но и на мигрантской игле. То есть наша социально-экономическая система является дважды наркозависимой, от полностью деформированной структуры в пользу ресурсной базы и от слома рынка труда коренного населения в пользу мигрантов. Эта система построена на необходимости в дешевом и сильно зависимом от работодателя и безответственном, с социальной точки зрения, труде. Эта система построена на том, что коренное население становится не только "неконкурентоспособным", но и "лишним", "избыточным". Эта система построена на непрерывной деградации технологического уклада в пользу первого и второго уклада, где требуется, в основном, неквалифицированная рабочая сила. Поэтому, в этой социально-политической системе, которая не может существовать без притока мигрантов, производить какие-либо административные упорядочивания можно, но это не тот метод, который к чему-то может привести.

Реальная проблема заключается в том, что в регионах, прежде всего, в малых городах и районах нет достойной занятости. По разным оценкам, до 20% , а иногда и до 40% молодежи не имеют возможности минимальной нормальной занятости в регионах. Если из самолета с высоты 10 тыс. метров выбросить камень, он с неизбежностью будет падать вниз. С точно такой же, буквально астрономически-физикалистской неизбежностью эта дикая неравномерность между столицей и остальной страной приводит к тому, что безработная молодежь будет искать работу в крупных городах. Путин неоднократно формально озвучивал реальную проблему, которую надо решать – преодоление вопиющего равенства регионов и столицы за счет, в том числе создания миллионов новых высококвалифицированных рабочих мест для коренного населения. Однако вместо этого, поскольку это просто не получается у нынешнего правительства, они создают систему административно-уголовных мер, а те, кто приезжает в большие города искать работу, вынуждены тратить массу времени и сил на свою регистрацию.

Что касается учетно-регистрационной системы российского населения, о которой говорит глава ФМС Константин Ромодановский – это полицейский механизм, нужно это четко понимать. Однако, при правильной постановке задачи его можно и нужно использовать для учета населения, для фиксации движения человеческих потоков, это, безусловно, очень важно. Чтобы вернуться к сути вопроса, я напомню, что у нас 800 тыс. руб. – это штраф, который работодатель должен выплачивать за одного не оформленного на производстве мигранта. Вот если бы у нас выполнялись нормы закона, если бы на это хоть как-то можно было рассчитывать, то у нас, вероятно, вторым после нефти и газа источником доходов в бюджет стали бы штрафы с работодателей. Однако, они составляют ничтожную величину – в прошлом году это была сумма в несколько сот миллионов. И в этом случае весь вопрос заключается в том, что законы не исполняются. А не исполняются во многом потому, что вместо объективных проблем, которые надо решать, более соблазнительно выглядит иллюзия применения административно-уголовных мер.

Юрий Крупнов

Источник: Накануне.ру, 10 января 2012 г.

 

Ужесточение наказания за фиктивную регистрацию - борьба со следствием, а не с причиной

Насколько эффективны окажутся подобные меры в борьбе с такой огромной проблемой для России как незаконная миграция?

- Подобные поправки, возможно, на какое-то время затруднят жизнь тем, кто наживается на фиктивной регистрации. Однако в целом проблемы незаконной миграции они не решат, – считает председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. – Мы уже не раз сталкивались с тем, что ужесточение наказаний просто приводит к тому, что страдают «стрелочники», рядовые граждане, изобретаются новые схемы обхода законов.

Одновременно сегодня правительством вводятся меры, которые значительно либерализуют рынок трудовой миграции. В этих решениях есть своя бюрократическая логика. Однако в целом они не выходят за рамки правительственной стратегии, стимулирующей миграцию в Россию. Параллельно решается задача максимального ужесточения контроля за всем и вся.

- Каким же образом можно справиться с наплывом мигрантов?

- Решение этой проблемы – в вопросе организации национального рынка труда, деградацию которого мы сейчас наблюдаем. О чем говорить, если в прошлом году в обрабатывающей промышленности исчезло 140 тысяч рабочих мест?! И это только по официальной статистике. Нам говорят о 25 миллионах высококвалифицированных рабочих мест, которые мы должны создать к 2020 году, а вместо этого на практике наблюдается обратный процесс. Общее количество рабочих мест может сохраняться на прежнем уровне или даже расти. Но это места для низкоквалифицированной рабочей силы, которую удобней нанимать среди мигрантов, потому что они пока менее требовательны к условиям труда и готовы работать за меньшие деньги…

Общий тренд сведения российской экономики к экспорту углеводородов и импорту низкокачественных трудовых ресурсов – сохраняется…

Деградация экономики означает, что все более избыточными и ненужными становится коренное население. Россия все больше превращается в территорию, которую захватывают транснациональные корпорации. Квалификация, образование, работа с молодежью – все это становится не нужно, так как в транснациональных корпорациях все стандартизовано под работников, которых можно быстро обучить выполнять набор несложных операций. А наиболее сложную техническую работу будут выполнять либо иностранцы, либо небольшое число российских специалистов.

- Выходит, проблема не в том, что незаконную миграцию трудно контролировать, как нас пытаются уверить?

- В принятой в июне прошлого года Концепции миграционной политики утверждается, что для исправления ситуации в российской экономике и даже для улучшения демографических показателей (что вообще чудовищно) требуется привлечение гигантского числа мигрантов. То есть наши чиновники исходят из того, что мигранты спасут Россию. Подчеркиваю, это не какие-то негласные установки, подспудные настроения элит или слухи – это государственный документ. Из него следует, что Россию сажают не только на нефтяную, но и мигрантскую иглу.

Алексей Полубота

Источник: Свободная пресса, 10 января 2012 г.