Институт демографии, миграции и регионального развития

 +7 (985) 364-20-83    г. Москва, Брюсов пер., д. 11, стр. 1    idmrr@idmrr.ru

Выборный период в Азербайджане: между Сциллой и Харибдой

 

Выборный период в Азербайджане: между Сциллой и Харибдой

 Предвыборный период в странах Южного Кавказа в целом, и в Азербайджане в частности проходит на фоне нерешенных социально-экономических и политических вопросов, что создает благоприятную почву для разрастания протестных настроений. При этом, подобный сценарий достаточно типичен для стран постсоветского пространства, что дает власти дополнительные «козыри» и возможности адаптировать ситуацию под свои интересы.

Вместе с тем, когда идет речь о работе с общественно-политическим сознанием в регионе Южного Кавказа, необходимо выделять т. н. «особую группу» населения, к которой имеет смысл относить ту часть общества, которая условно прошла «точку невозврата» в существующих идеологемах. Таких, например, как военная риторика относительно Нагорного Карабаха, или же заявления власти о борьбе с коррупцией. 

Гибкость общественно-политического сознания – залог укрепления власти, которая, ориентируясь не только на внутренние посылы, но и на внешнеполитические обстоятельства, выстраивает долгосрочный курс своего правления. И если «особая группа» населения численно превышает тех, кто способен принять иные идеологемы, в стране неизбежен политический кризис, выход из которого лежит либо в практической реализации риторических посылов, либо в чистке общественных слоев, которые рано или поздно начнут представлять угрозу стабильности государства. 

На сегодняшний день общая ситуация на Южном Кавказе складывается таким образом, что Азербайджан становится важным звеном в общей цепи процессов. В регионе формируются основные блоки сил, что связано как с расширением влияния Турции, так и с интересами России и ряда западных стран – США, ЕС. 

В этой связи выборный период в Азербайджане закономерно привлекает к себе большое внимание некоторых геополитических игроков, которые стремятся продвинуть свои интересы. Складывается ситуация, при которой сталкиваются или соотносятся между собой внутриполитические механизмы  АР и методы внешних сил. И в этом смысле оценка произошедших недавно событий в Исмаиллы и последующей реакции властей неотделима от сложившегося фона. 

С учетом охлаждения отношений между Москвой и Баку не вызывает удивления, что ряд экспертов, в т.ч. представляющих оппозиционные силы республики, стали трактовать события в Исмаиллы как следствие вредоносной деятельности со стороны «северного соседа», чему, по их мнению, способствовал и общий региональный контекст.

Неудавшиеся переговоры по Габалинской РЛС, продолжающееся российско-армянское сотрудничество, смена политической верхушки в Дагестане и дискуссии относительно статуса Каспия стали составляющими сюжет, при котором, согласно распространенному в экспертных кругах Азербайджана убеждению, получилось, что Москва фактически стремится «зажать» Азербайджан в тиски, особенно учитывая близость Исмаиллы к Габале.

Соответствующие вбросы в республике получили свое распространение через «особую группу населения», сознание которой изначально было готово к такой информационной линии, будучи ориентированным на негативную оценку советского прошлого, а значит и России, и на акцентацию вопросов национального самосознания, что подразумевало повышение роли религиозного фактора.

Вместе с тем, если рассуждать в логике внутрирегионального развития Азербайджана, события в Исмаиллы в первую очередь стали следствием имеющего места быть социально-экономического разрыва между столицей – Баку и остальными регионами. Эта ситуация значительно роднит Азербайджан и Россию, регионы которой также «оторваны» от центра и способствуют разрастанию «городов контрэлит».

В этом смысле, размышления «о кремлевской руке» относительно событий в Исмаиллы не состоятельны. На сегодняшний день Москве не выгодно дестабилизировать обстановку внутри Азербайджана – как в силу посреднической роли России в вопросе Нагорного Карабаха, так и в виду вопросов энергетического сотрудничества и общего позиционирования России в регионе. Кроме того, дестабилизация обстановки внутри АР значительно повлияет на южные границы РФ, которые и без того становятся «мишенью» с учетом ситуации на Северном Кавказе и влияния Турции. В этом смысле Москве и Баку выгоднее на данный период несколько дистанцироваться друг от друга – до тех пор, пока не пройдут президентские выборы, и между государствами не появится повод для новой повестки в двухсторонних отношениях. С учетом формирования в регионе конкурирующих между собой блоков сил реализация этого сценария может столкнуться с некоторыми трудностями. 

Вместе с тем, возникший «по законам жанра» конфликт в Исмаилах достаточно быстро был переведен в политическую плоскость и стал коррелироваться с рядом сопутствующих обстоятельств.

Так, беспорядки в Исмаилы стали очевидным механизмом в руках оппозиционных сил республики, использующих случившееся его по двум направлениям – антироссийскому, что поддерживалось рядом западных СМИ, и против действующей власти. Заметим, что это второе направление не получило такого резонанса, как первое, зато привело к арестам ряда оппозиционных фигур и разгону митинга в Баку, что моментально получило резкую оценку западных игроков, активно включающих Азербайджан в свою внешнеполитическую стратегию и опасающихся потерять контроль за внутренними процессами в республике. 

В этой связи достаточно знаковой стала реакция властей, которая стала системно трансформировать существующие внутри республики реалии. Смена главы Исмаиллинского района, повлекла за собой кадровые перестановки в Шамахинском районе, а также в Имишли, Лерике, Нефтечалах. 

С учетом расположения этих регионов на карте, получается своего рода перекройка «периферии» Баку, что может привести к двум исходам. Первый: могут быть созданы предпосылки для практического изменения внутрирегиональной политики АР с последующим переходом от «постсоветской» (когда регионы оторваны от центра и становятся оплотом для разрастания т.н. «городов контрэлит») к новой форме, при которой фактически будет запущен внутренний посыл на объединение столицы и регионов в единое общественно-политическое и социально-экономическое пространство. Второй: власть будет стремиться усилить свое присутствие в регионах, что достаточно важно в выборный период с целью контроля над общественным настроем. Этот процесс, однако, может и не сопровождаться практическими шагами по устранению разрыва между регионами и столицей. И в этом смысле события в Исмаиллы произошли как нельзя вовремя.

В пользу второго варианта говорит новая инициатива парламента Азербайджана, готовящегося принять поправки к «Закону о свободе вероисповеданий», призванным ограничить распространение литературы, аудио- и видеоматериалов, а также товаров и изделий религиозного содержания. При общем запросе на более здоровое развитие общества данный шаг коррелирует с опасениями власти относительно роста экстремистских настроений, которые могут «подпитываться», как из Дагестана, так и на фоне иранского вопроса, приводя к значительному росту численного состава «особой группы населения», жаждущей – особенно в выборный период – реализации обещаний власти относительно Нагорного Карабаха и борьбы с коррупцией. Кроме того, на внешнеполитической арене Азербайджан стал членом недавно сформированной организации ТАКМ и ведет активные переговоры с Пакистаном и Кувейтом, что отвечает интересам Запада и усиливает позиции республики с точки зрения геополитики, но значительно обостряет внутренние процессы. 

При этом оценку состояния общественности достаточно объективно продемонстрировал выход на русском языке романа «Каменные сны» Акрама Айлиси, который затрагивал вопрос проживания армян в Азербайджанской ССР и воспринятый общественностью республики резко критично. Активный рост недовольства и реакция власти демонстрирует, что администрация Президента «держит руку на пульсе», не пройдя мимо публикации данного романа на русском языке в московском журнале «Дружба Народов» и моментально дав ему соответствующую оценку, несмотря на недовольство ЕС.

Все эти процессы позволяют предположить, что на сегодняшний день как вокруг, так и внутри Азербайджана получают развитие два основных процесса – влияние внешних игроков и лавирование власти, стремящейся не допустить общественного взрыва из-за отсутствия продвижения в карабахском вопросе и усилить свои позиции не внешней арене.

Фактически в выборный период на все попытки оппозиции использовать внутренние проблемы как механизм для дискредитации действующей власти, правящая верхушка республики, в той или иной форме, прибегает к риторике, затрагивающей внешнеполитический статус Азербайджана, который значительно усложнился из-за общей геополитической конъюнктуры в регионе и поддержать который сможет только действующий президент. 

В этом смысле особую роль играет психологический момент. Наследие Г.Алиева, заключившего легендарный «контракт века», становится важнейшей идеологемой в руках власти, невербально вбрасывающей тезис, что внутреннее благоустройство страны напрямую зависит от её внешнего статуса.

Однако с учетом тех внешнеполитических шагов, которые последовательно реализует Азербайджан, складывается сюжет, при котором можно предположить, что между Россией и западными игроками, в первую очередь США, происходит своего рода «обмен». Потенциальное возвращение Грузии в ареал влияния России соотносится с переходом Азербайджана под усиливающееся влияние Запада.

В этой связи на повестке встает опрос о крупном противостоянии в регионе Южного Кавказа ведущих геополитических игроков, а политические технологии Азербайджана будут нацелены на новую трансформацию общественного сознания в республике.

Надана Фридрихсон

Источник: Научное Общество Кавказоведов, 19 февраля 2013 г.