Институт демографии, миграции и регионального развития

 +7 (985) 364-20-83    г. Москва, Брюсов пер., д. 11, стр. 1    idmrr@idmrr.ru

Моногорода как плацдарм развития страны

Организатор: Институт демографии, миграции и регионального развития.

На сессии будет представлена инициатива Юрия Крупнова и предложения участников сессии по развитию моногородов России. По итогам планируется организовать рабочую группу для создания проекта развития моногородов России (укрупненного мастер-плана). Затем данный проект будет доложен руководству страны, представлен для обсуждения в профессиональном сообществе градостроителей и организаторов промышленности, представлен для широкого общественного обсуждения в средствах массовой информации.

 

Программа проектной сессии

«МОНОГОРОДА КАК ПЛАЦДАРМ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ»

1. Установочный доклад: «Моногорода как плацдарм развития страны», докладчик Ю.В. Крупнов – 25 мин.

2. Справка по государственной практике решения проблемы моногородов, докладчик О.А. Цымбал – 15 мин.

3. Выступления участников сессии, в свободной форме.

 

О комплексе мер по организации модернизации моногородов

Юрий Крупнов, Председатель Наблюдательного совета ИДМРР, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса
 
(Данная проектно-аналитическая записка подготовлена в июне т.г.)
 
Постановка проблемы моногородов в конце 2008 года явилась, вероятно, самым масштабным государственным действием с конца 1980-х годов. Однако за прошедшие полтора года выявилась фундаментальная сложность и комплексность данной проблемы, а также слабая готовность федеральных, региональных и муниципальных органов власти, бизнеса и общества к её решению, что настоятельно требует инвентаризации и пересмотра применяемых при этом подходов и методов и оперативного принятия комплекса мер по  организации модернизации моногородов.
 
Первоочередным шагом является разработка и утверждение Государственной программы модернизации моногородов на 2011 - 2030 гг., позволяющая задать необходимый временной масштаб, порядка 20 лет, для осуществления модернизации и определить позицию государства, статус проблемы и систему механизмов.
 
Аналогами подобной Госпрограммы могут выступить реализующиеся в настоящее время Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (инициирована Распоряжением Президента Российский Федерации от 4 февраля 2006 г. № 41-рп "О межведомственной рабочей группе по разработке Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" и организована Указом Президента РФ 22 июня 2006 года N 637) и Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы (утверждена Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446).
 
В связи с тем, что модернизация моногородов должна быть направлена на восстановление их самообеспечения, а реализация Госпрограммы должна опираться на организацию механизмов и институтов развития в самих моногородах, на координацию и интеграцию уже существующих федеральных и региональных программ, объёмы финансирования Госпрограммы должны быть умеренными - порядка 300 млрд рублей безвозмездных дотаций и субсидий и порядка 500 млрд рублей инвестиционных возвратных средств за 20 лет.
 
Проведение модернизации моногородов изначально требует отказа от ряда ложных посылов, которые не только не дадут положительно эффекта, но и профанируют действия государства.
 
Во-первых, мировой опыт показывает, что расселение моногородов, кроме исключительных единичных случаев, не только не решает проблемы, но и создает новые, не говоря уже о непомерных затратах. Соответственно, переселение горожан должно быть исключительно точечным, разовым и служить элементом тонкой настройки.
 
Во-вторых, необходимо также отказаться от агломерационного подхода, по сути уничтожающего территориальное развитие страны, поскольку стимулирует дальнейшую поляризацию и расслоение регионов в пользу десятка мегаполисов. Вообще, агломерационный подход является формой мегаполисной урбанизацией, которая в современном мире реализуется исключительно в странах "третьего" мира, не способных проводить усадебно-ландшафтную урбанизацию с опорой на малоэтажное расселение.
 
Основные усилия при решении проблемы моногородов должны быть направлены на их перепрофилирование, то есть на создание новой экономической системы, производящей достаточную для самообеспечения и развития стоимость. Это требует не организации отдельных "альтернативных" производств, а организации новой экономики (прежде всего, на основе существующей производственной базы), кардинальной трансформации общей организации жизни, то есть промышленного и градостроительного или городского развития, в совокупности обеспечивающих территориальное развитие, социальное планирование и соцстроительство с опорой на создание рабочих мест высокой степени достоинства (по определению МОТ, т.е. мест длительной занятости, с достаточным заработком, престижных и перспективных для молодежи и т.п.).
 
Здесь крайне отрицательную роль играет продолжающийся отраслевой подход, "отраслевизм", который исходит из того, что экономика организуется по отраслям, соответственно, необходимо заменять неперспективные отрасли на перспективные. Однако перспектива города определяется не принадлежностью к отрасли, а способами создания стоимости и способностью применять человеческий потенциал.
 
Перепрофилируясь, города должны реанимироваться, восстанавливаться и развиваться в интересах проживающих в них детей и молодежи. Ключом к сути дела служит точное высказывание 20 июня 2007 года помощника Президента Российской Федерации (в настоящее время - первого заместителя Председателя Правительства) И.И. Шувалова в ходе Совещании полномочного представителя Президента Российской Федерации в ДФО в Хабаровске: «Чтобы вовлечь в реальную экономику самую талантливую молодёжь, нужно предложить им жить в новых нестандартных городах, предлагающих современное качество жизни и интересную творческую работу».
 
Таким образом, главное в модернизации городов - это проектирование на базе моногородов новых нестандартных городов.
 
Самым большим дефицитом для этого являются готовые инвестиционные проекты.
 
Анализ показывает, что даже при исключительном внимании федеральной власти (например, в Тольятти), существующее функционирование ведомств и консалтинговых компаний не предполагает инициирование и разработку проектов, создание принципиально новых решений. "Проекты" исходно предполагаются в наличии и задача изначально сводится к тому, чтобы их где-то найти и отобрать из уже готового набора - и это симптомы неадекватности, поскольку готовых проектов нет и не бывает.
 
Для преодоления подобного потребительского отношения к государственному творчеству необходимо создавать федеральную систему проектирования институтов и механизмов комплексного городского развития в форме дееспособных нефиктивных стратегических инвестпроектов.
 
Реалистичность модернизации моногородов будет достигнута только в том случае, если на разработку инвестпроектов будет направляться не менее 7 - 10 процентов от всех средств государственной поддержки. Сегодня же при практическом отсутствии проектов (несмотря на наивные требования выдать такие проекты к муниципальным и региональным властям), активность федерального центра сводится к раздаче бюджетных средств, что не даёт и не даст какого-либо стратегического эффекта.
 
Ответственность за сложнейшую деятельность по разработке инвестпроектов для моногородов должен взять на себя федеральный центр. В целях же инициации и культивирования в моногородах субъектности, общностей и команд, способных к организации развития собственных городов, необходимо создавать проектные лаборатории качества жизни, которые бы совместно с органами и организациями федерального и регионального уровней разрабатывали планы, программы и инвестпроекты городского развития, выступали бы своего рода небольшими местными "Сколково".
 
Центральной деятельностью Госпрограммы должно стать создание на базе порядка четверти моногородов кластеров промышленного развития,  производящих уникальные мировые лидирующие продукты, дающих сверхвысокую добавленную стоимость и межрегиональных конкурентоспособных новых индустрий и сетевых холдингов, использующих возможности не одного, а многих моногородов. Создание кластеров и холдингов должно происходить в рамках новой индустриализации (промполитики, полезно при этом изучить Программу форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы) и общей направленности на создание на базе значительной части моногородов нового технопромышленного уклада (аналогом здесь может служить японская программа "Технополис", направленная также и на децентрализацию страны, реализованная в соответствии с Законом 1980 года). Необходимо при этом исходить, что кластерный подход по М. Портеру - прямая противоположность территориально-промышленным комплексам советского периода.
 
Для преодоления изоляции моногородов следует также реализовывать проекты коридоров развития, инициировать разработку генеральных схем расселения, размещения производительных сил (здесь, опять же, стоит внимательно изучить опыт Карты индустриализации Казахстана), транспортного развития Российской Федерации, в привязке к глубоко перерабатываемой генсхемы развития электроэнергетики и других подобных документов.
 
Для этого в рамках Госпрограммы целесообразно создавать систему стратегического планирования (на основании Указа Президента РФ "Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации" № 536 от 12 мая 2009 года), требующую разработку группы индикативных показателей. В противном случае, активность будет носить хаотический характер, эффективность реализации мероприятий Госпрограммы невозможно будет определить.
 
Подчеркнем, способность разрабатывать проекты и формировать ("выращивать") под них проектные команды - основа основ реалистичной модернизации моногородов. Без организации и инсталлирования проектной функции проблему моногородов решить не удастся.
 
Для продвижения и реализации данных проектов необходима специализированная организация, например, Корпорация развития моногородов как открытое акционерное общество,  в состав учредителей которых могли бы войти, помимо государства, крупные отраслевые корпорации.
 
Корпорация должна создавать базовые предпосылки для развития в моногородах в виде современных промзон, индустриальных парков, зон будущего и т.п. по типу зон Пудун (КНР) или Джуронг (Сингапур).
 
Для остановки продолжающих набирать силу деградационных процессов в дальневосточных регионах также следует использовать Корпорация должна разработать и в дальнейшем стать оператором Пятилетнего плана модернизации моногородов (четыре таких плана и могли бы составить двадцатилетнюю Госпрограмму).
 
Институт демографии, миграции и регионального развития готов в оперативном режиме провести работы по полномасштабному анализу ситуации с выработкой решений по моногородам и разработке к середине сентября т.г. реалистичной концепции модернизации моногородов, которая бы могла выступить основой возможной Госпрограммы или иного стратегического механизма управления модернизацией моногородов и нефиктивного решения проблемы.