Юрий Крупнов - председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития ("Школьная реформа", эфир "Право голоса" от 28 января 2010 г., 3 канал).
Отечественная образовательная традиция и культура чрезвычайно сильны. Этот факт признаётся всеми и во всём мире. Поэтому важно перестать разрушать эту традицию, а сделать её исследование и описание приоритетом — как в содержательной и организационной части, так и в технологиях сохранения здоровья. Важной задачей должно при этом стать изучение опыта советской школы, которая в этой традиции занимает достойное место и без воспроизводства которой в новой российской школе мы будем продолжать деградировать. Но в целом нужно исследование в масштабе тысячелетней российской образовательной традиции как мирового достояния.
Второе, к настоящему моменту в стране есть фундаментальные разработки, экспериментальные и инновационные площадки, которые представляют прорывные практики образования, существенно опережающие все зарубежные аналоги. Речь идёт о развивающем образовании, о мыследеятельностном образовании, о персональном образовании, о неоклассическом образовании. Через эти практические заделы видна и новая российская школа, которую мы можем сделать в течение ближайших 7 — 12 лет.
Третье, ещё осталась сеть дошкольных учреждений на основе которых, через опережающее развитие и финансирование, возможен стратегический выигрыш на этапе начального образования (от 0 до 11 лет), которое закладывает базис способностей человека и основу успешности в средней школе и в жизни.
Четвертое, в связи с тем, что количество учащихся в ближайшие годы резко падает, появляется возможность интенсификации образования через снижение нагрузки учителей и улучшения обеспечения школ на одного учащегося. Вместо ЕГЭ, который в условиях, когда по официальным заявлениям (того же А. Починка) количество мест в вузах с 2005 года будет превышать количество выпускников школ, оказывается трижды бессмысленным механизмом, вместо готовящихся массовых увольнений учителей, вместо закрытия школ (под лозунгами так называемой ) необходимо концентрировать усилия той же по мощности образовательной машины на меньшем количестве учеников и кардинально, в разы, улучшать качество образования.
В-пятых, в ведущих экономически развитых странах сегодня происходит существенная деградация образования — особенно школьного, общего образования. Россия в данный момент является здесь, к несчастью, вполне и, видно, не случайно многие деятели у нас любят повторять, принимая губительные для образования и страны решения: . Но отставание в развитии зарубежных систем образования в плане создания лучшей в мире школы нам, так или иначе, на руку.
В-шестых, опережающее развитие образования является единственным и последним шансом для разгромленной страны достаточно резко, в десятилетие, преодолеть отсталость и войти в общество 21 века. Поэтому выигрыш в сфере образования даёт выигрыш всей стране. И все ресурсы можно сконцентрировать на цивилизационный прорыв в нашей школе.