Институт демографии, миграции и регионального развития

 +7 (985) 364-20-83    г. Москва, Брюсов пер., д. 11, стр. 1    idmrr@idmrr.ru

Защита от наркоагрессии – начало формирования Новой афганской политики России

И хотя в ходе обсуждения по теме слушаний высказывались различные, порой полярные точки зрения, все-таки в конце участники дискуссии согласились с тем, что ситуация в Афганистане сегодня представляет собой мировую проблему и цивилизационный вызов для России

С таким тезисом выступил директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов. Он обратил внимание на то, что Россия за последние годы превратилась в абсолютного мирового лидера по объему сбыта и потребления героина. «Каждые сутки в стране от него умирают 82 человека призывного возраста, то есть ежегодно 30 тыс. человек, что в два раза больше, чем за все 10 лет войны в Афганистане, – сказал он. – При сохранении существующей тенденции эксперты прогнозируют, что через 5 лет в каждой десятой российской семье будет по наркоману, принимающему афганские наркотики».
 
Аналогичную оценку ситуации, складывающейся вокруг наркопроизводства в Афганистане, дал председательствовавший на слушаниях спикер нижней палаты парламента Борис Грызлов. Во вступительном слове он расценил ситуацию в Афганистане, когда на глазах у войск НАТО и при их попустительстве без особых проблем создано самое большое в мире производство героина «как объявленную против России нарковойну».
 
Грызлов напомнил также, что однозначную оценку усилиям НАТО в этой сфере дал Владимир Путин, в 2008 году в интервью французской газете Figaro заявивший: «К сожалению, они [НАТО] ничего там не делают, чтобы наркоугроза, исходящая из Афганистана, хотя бы немного снизилась».
 
В ходе слушаний председатель Госдумы поддержал предложение члена Общественной палаты Анатолия Кучерены о проведении Госдумой международного антинаркотического форума. Возможно, это мероприятие состоится уже летом–осенью 2009 года.
 
 Трезво оценивать ситуацию вокруг афганского наркотрафика и рассматривать ее как мировую проблему призвал присутствовавших председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов, принявший участие в слушаниях. По мнению эксперта, Афганистан сегодня – нерв мировой политики, площадка для реализации геополитических и геоэкономических сценариев, в основном, враждебных по отношению к России. Эта проблема подробно рассмотрена в проектно-аналитическом докладе «Путь к миру и согласия в Афганистане определяется позицией, которую займёт Россия», подготовленном исследовательским коллективом, возглавляемым Юрием Крупновым.
 
По мнению эксперта, на высшем уровне российского власти проблема афганской наркоагрессии осознаётся чётко. Так, в 2005 году Владимир Путин заявил: «Нас серьезно беспокоит, что на афганской территории по-прежнему функционирует база подготовки террористов, в том числе при непосредственном участии некоторых спецслужб. Кроме того, Афганистан остается источником постоянно возрастающей наркоугрозы и наркотрафика». А 4 февраля 2009 года Президент России Дмитрий Медведев, выступая на пресс-конференции по итогам встречи с лидерами стран-членов ОДКБ, заявил, что считает невозможным урегулировать ситуацию в Афганистане, не занимаясь проблемами терроризма в соседнем Пакистане, поскольку именно через территорию Пакистана в Афганистан доставляют прекурсоры.
 
В то же время среди чиновников среднего уровня зачастую проявляется непонимание всей серьёзности ситуации. Например, постоянный представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин считает, что присутствие США и НАТО в Афганистане выгодно России, так как провал натовской операции в Афганистане приведет к тому, что экстремисты пойдут на север, захватывая все новые и новые территории. Однако этот миф не учитывает очевидные реалии современной афганской жизни: талибы в массе своей – это люди, вынужденные воевать в силу сложившихся обстоятельств, а не сплоченная боеспособная группировка, какой был «Талибан» в середине 1990-х гг. Подавляющее большинство пуштунского населения Афганистана не имеет никакого отношения к поддержке Аль-Каиды.
 
Напомнив о запланированной на март текущего года конференции по Афганистану пол эгидой ШОС, Юрий Крупнов отметил, что сегодня существует опасность превращения этого мероприятия в бесплодную и беспредметную говорильню. По мнению эксперта, приглашение на нее слишком широкого круга участников приводит к размыванию формата и невозможности реализовать главный замысел конференции – выработать обобщённый план ШОС по борьбе с афганским наркотрафиком.
 
Крупнов также подверг критике заявление спецпредставителя президента РФ по вопросам международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и транснациональной организованной преступностью Анатолия Сафонова, заявившего, что Европа якобы страдает от наркотиков сильнее, чем Россия. «Это в корне не верно», – подчеркнул Крупнов. – «Процент российского населения, вовлеченного в злоупотребление опиатами, в России в 5–8 раз превышает соответствующий показатель в странах ЕС».
 
 Юрий Крупнов указал на три первоочередных шага, необходимых для решения мировой проблемы афганского наркотрафика.
 
Первой мерой, по его мнению, должно стать назначение спецпредставителя Российской Федерации по Афганистану и Пакистану. «Должен быть один человек, который будет отвечать за ситуацию в этом регионе» – утверждает эксперт.
 
Во-вторых, ведомственная комиссия министерства иностранных дел, занимающаяся вопросами региона, должна быть заменена межведомственной комиссией, работающей, как минимум, на уровне Совета Безопасности. Это связано, прежде всего, с тем, что доступные для МИДа средства работы явно недостаточны для решения стоящих перед Россией масштабных задач.
 
Третьей мерой в борьбе с афганской наркоугрозой должна стать разработка комплексного плана развития Афганистана. На основе имеющегося у нее богатого опыта первичной и вторичной индустриализации Россия может обеспечить инфраструктурное и экономическое развитие Афганистана и Средней Азии. При этом передовая наука и промышленность в самой России получат огромный рынок сбыта и смогут осуществить переход к третичной модернизации и седьмому технологическому укладу. Образованный при этом новый регион – Новый Средний Восток – должен стать пространством процветания и стабильности, свободным от доминирования в нем корыстных интересов какой-либо из стран мира. Для реализации этого проекта Россия должна выступить с дипломатической инициативой, приглашая к сотрудничеству Китай, Афганистан, Монголию, Азербайджан, Турцию, Пакистан, страны Средней Азии, а также конструктивные силы в Европе и США.
 
Источник: Антинаркотический фронт